специальный выпуск
Социология потребления

Потребление и потребительское поведение:
российский опыт социологического исследования

Предисловие российских редакторов

Уважаемый читатель! Мы подготовили для Вас специальный выпуск журнала, в котором представлены результаты исследования теоретических и прикладных аспектов социологии потребления. Данная отрасль социологии — относительно новое направление для российских исследователей, которое находится в стадии институционализации. Еще нет специализированных журналов, где бы обсуждались проблемы социологии потребления, в социологических журналах нет еще соответствующих рубрик. Мало монографий отечественных ученых, посвященных данной проблематике. Тем не менее, теоретический и практический интерес к исследованию социальных предпосылок и результатов потребления материальных и духовных благ, продуктов питания, предметов повседневной жизни, товаров длительного пользования существует, и он имеет объективные основания. Ведь потребление — это важнейшая сфера жизнедеятельности людей, которая взаимосвязана с производством, обменом и распределением. Оно занимает свое, определенное место в системе социального воспроизводства. И исследование этой сферы, изучение того, как она формируется, как она влияет на социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия между людьми, привлекает внимание ученых, в том числе и социологов.

Изучение социальных аспектов потребления, его содержания имеет определенные исторические корни в российской исследовательской практике. В дореволюционной России социальным аспектам потребления уделялось внимание в связи с исследованием проблемы бедности и нищенства, а также с разработкой вопросов социальной политики. В советский период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые изучали тенденции, динамику, структурные изменения потребления населением продовольственных и непродовольственных товаров, закономерности изменения данной сферы общественного воспроизводства под влиянием научно-технического прогресса.

В настоящее время в России потребление изучается прежде всего маркетологами для выработки практических рекомендаций, направленных на совершенствование управленческой практики. Однако потребление — сложный социальный феномен. Это сфера удовлетворения материальных и духовных потребностей. Это сфера социализации, формирования социальных норм, ценностей, культуры. Здесь фокусируются отношения между людьми; поэтому она привлекает внимание и социологов.

В настоящее время интерес социологов сконцентрирован на эмпирических исследованиях потребительских практик, имеющих прикладное значение. Накопление и анализ результатов этих исследований позволяет придать импульс для систематизации полученных знаний и теоретических обобщений, т.е. для развития социологии потребления как отраслевой дисциплины.

Идея создания этого выпуска родилась на первом совместном семинаре российских ученых и ученых стран северной Европы по проблемам социологии еды, который состоялся в мае 2000 г. в г. Хельсинки. Представители северных стран (Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии) объединены в международную исследовательскую группу и тесно сотрудничают в течение продолжительного периода времени над разработкой методологии сравнительного социологического анализа продовольственного потребления. Наши зарубежные коллеги накопили достаточно богатый опыт совместных исследований в данной области. С российской стороны на семинаре присутствовали представители исследовательской группы факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, которая была создана в 1999 г. и имеет хотя и не богатый, но в то же время плодотворный опыт изучения потребительского поведения семей на рынке продовольствия.

На семинаре мы познакомились со сложившимися в наших странах практиками социологического анализа проблем продовольственного потребления, обменялись накопленным опытом, обсудили вопросы методологии и программы сравнительных исследований в данной сфере. В ходе обсуждения стало ясно, что и российских, и зарубежных коллег волнуют вопросы, которые имеют много общего, и главная проблема состоит в неналаженности обмена информацией о проводимых исследованиях. Также выяснились различия в методологических подходах к изучению продовольственного потребления. В результате мы пришли к выводу о необходимости опубликовать материалы семинара в России, чтобы читатель смог сам оценить то общее и особенное, что есть в исследовательском опыте российских и зарубежных социологов.

Для того, чтобы более точно передать особенности исследовательского подхода наших скандинавских коллег и по возможности сохранить авторский стиль, мы приняли решение опубликовать материалы их докладов на том языке, на котором они привыкли общаться, т.е. на английском. Кроме того, мы считаем, что для российского читателя, интересующегося сравнительными международными исследованиями, важно овладеть понятийным аппаратом, которым пользуются наши коллеги за рубежом, и тем самым пополнить свой терминологический запас.

Ощущая дефицит информации о результатах социологических исследований проблем потребления в Санкт-Петербурге, да и в России в целом, мы также приняли решение дополнить материалы докладов российских участников семинара статьями наших отечественных социологов, занимающихся данной проблемой.

Мы благодарны нашим коллегам из Института социологии РАН, которые откликнулись на просьбу опубликовать результаты проводимых ими исследований в нашем выпуске, нашему коллеге из Сыктывкарского государственного университета за возможность познакомить читателей с исследовательской программой, которая реализуется им в течение ряда лет.

Мы надеемся, что этот выпуск будет полезным и студентам, и аспирантам, и преподавателям, и исследователям-практикам — всем тем, кто интересуется проблемами социологии потребления, и рассматриваем его как первую попытку реализации методологии сравнительного социологического анализа потребления на страницах данного приложения к “Журналу социологии и социальной антропологии”.

Л.Т. Волчкова, В.Н. Минина


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 2001

HTML by Fedorov D.A. , 2002