специальный выпуск
Социология потребления

К читателю

Книга “Социология потребления” выходит в серии “Библиотека современной социологии”, которую открывает издательство “Социологическое общество им. М.М. Ковалевского” (ежеквартальный “Журнал социологии и социальной антропологии”, выходящий с 1998 г.). Размышления ученых, результаты социальных исследований, опубликованные в российских периодических изданиях, формируют совершенно новую атмосферу в социологическом сообществе, и интерес к ним постоянно растет. Об этом говорит все большее число подписчиков, многочисленные ссылки на журнальные статьи.

Разумеется, новым социологическим журналам получить признание читающей публики нелегко. Давно выходящие авторитетные периодичесике издания, например, “Социологические исследования” (гл. редактор Ж.Т. Тощенко), “Общественные науки и современность” (гл. редактор В.В. Согрин) имеют огромный опыт повседневной работы с аудиторией, поддержку читателей, это сложившиеся журналы со своими традициями. Новым журналам приходится искать свой путь в мире научной и общественной информации. Тем не менее, новые периодические издания, среди которых выделяются “Социологический журнал” (гл. редактор Г.С. Батыгин), “Мир России” (гл. редактор О.И. Шкаратан) и, надеюсь, “Журнал социологии и социальной антропологии”, уже отмечены и оценены читателями. Это не просто дополнительные информационные вестники в социологическом сообществе — это инстанции новой социогуманитарной коммуникации, ориентированные на живое обсуждение сложнейших проблем российского общества. Журналы ищут свою марку, своих авторов, своих читателей.

Наш журнал, не повторяя имеющиеся образцы, стремится найти оригинальные решения и проекты. Одним из таких, думается, достаточно необычных проектов является создание при ЖССА нескольких серий: “Библиотека современной социологии”, “Библиотека классической социологии” и “Библиотека социальной антропологии”. Планируется еще несколько серий, но начало будет положено названными “Библиотеками”. Первая из данных серий фактически уже открыта специальным выпуском журнала “Современная французская социология” в 1999 г. В настоящее время завершается подготовка книги “Современная немецкая социология”, которая вскоре выйдет из печати. Замысел серий в том, чтобы познакомить наших читателей с международными дискуссиями по современной проблематике новейших отраслей социальных наук. Страниц ежеквартального журнала не хватает, чтобы осветить весь спектр современных научных изысканий, в то время как российские социологи, и ученые, и преподаватели — остро нуждаются в своевременном освоении методологии и методики, новейших подходов и данных зарубежных ученых для проведения собственных исследований общества.

Для развития международного сотрудничества важным и полезным становится проведение совместных исследований и выпуск совместных трудов. Сборник подготовлен усилиями ученых С.-Петербурга, Копенгагена, Осло, Стокгольма, Сыктывкара, Хельсинки под руководством редакторов Л.Т. Волчковой, Ю. Гронова, В.Н. Мининой, которые сформировали прекрасную международную творческую группу. Проблемой оказывается совмещение национальных языков с мировым научным языком. В настоящем сборнике мы публикуем статьи российских авторов на русском языке, а статьи датских, норвежских, шведских, финских авторов — по-английски. Практика издания на двух языках не нова, но для нас это эксперимент. Готовы ли российские читатели к восприятию материалов североевропейских авторов по-английски, покажет опыт. Но мы надеемся, что это один из способов активного вхождения российских исследователей в мировое научное сообщество, их адаптации к постоянной кооперации в различных международных проектах.

Конечно, войти в интернациональные дискуссии по социальным наукам сложно не столько из-за языкового барьера, сколько из-за методологических, теоретических, терминологических различий. Преодолеть существующие межевые линии можно лишь с помощью кропотливой переводческой интерепретативной работы. Однако вряд ли требуется все переводить с иностранных языков на русский язык. Прямой контакт на традиционно общенаучном английском языке позволит создать творческие коллективы, способные решать крупные исследовательские задачи.

В настоящее время в социальных и гуманитарных науках повсеместно ведутся крупные сравнительные исследования. Наш журнал всячески поддерживает данное направление, публикуя результаты сравнительных исследований. В книге приводится немало данных сравнительного характера по потребительскому поведению. Социогуманитарная компаративистика дает большие возможности глубже понять проблемы национальных обществ, найти их решение.

Настоящий выпуск журнала публикуется в книжном формате, который мы считаем более удобным для читателей. Надеемся, что данный совместный труд российских — прежде всего петербургских — и североевропейских исследователей действительно будет полезен всем, кто интересуется новейшей социологической проблематикой потребления и потребительского поведения на рынке продовольствия. Мир потребления — это мир современного человека. Данное исследование посвящено повседневной жизни человека потребляющего и, тем самым, реализующего себя.

Главный редактор “Журнала социологии и
социальной антропологии”

В.В. Козловский

Санкт-Петербург, 7 июля 2001 г.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 2001

HTML by Fedorov D.A. , 2002