2000 год, том III,   выпуск 1.

Р.П. Шпакова

“РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА”

В конце июня 1999 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научная конференция о роли фундаментальных социологических исследований. Ее учредителями явились Санкт-Петербургский Научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, Институт “Открытое общество”. Значимость вынесенных на обсуждение тем едвAа ли нуждается в комментариях. Ученые и преподаватели социологии самых разных вузов России давно осознают проблемное состояние своей науки, ныне ставшей университетской дисциплиной, ее сложную взаимосвязь с другими областями гуманитарного знания и политикой. Отсюда вытекают трудности преподавания социологии. Диалог участников конференции мыслился как анализ состояния и организации фундаментальных социологических исследований в современной России, как прояснение отношений социологии с другими сферами социального знания и практической деятельности, в том числе с такими новыми для нас областями, как, например, социальная работа. Свою задачу участники конференции видели в определении конкретных путей участия социологии в практике формирования гражданственности, столь важной и необходимой сегодня для страны.

Все эти направления совместной работы и их актуальность были обстоятельно освещены открывшим конференцию ее председателем заслуженным деятелем науки РФ профессором С.А. Кугелем. Он указал на существование тесной связи между социологией и гражданским обществом. В современном гражданском обществе социальная теория — важнейший способ представления сложного социального процесса. Ядром современного гуманитарного образования, по мнению докладчика, должна быть социология и, прежде всего, фундаментальные социологические исследования. При этом в настоящее время качество подготовки самих преподавателей социологии едва ли удовлетворительно из-за их в целом слабой осведомленности в современном состоянии науки. Складывающаяся в России социология должна учитывать зарубежный опыт, опираясь при этом на российские традиции, включая социологию советского периода. С.А. Кугель предложил шире использовать новые учебно-научные формы, к которым относится, например, созданная в Петербурге Международная школа социологии науки и техники. Именно она создает возможности активного участия студентов в исследовательском процессе и “из первых рук” знакомит их с достижениями зарубежной социологии.

Выступивший затем президент социологической ассоциации России профессор А.Г. Здравомыслов обратился к противоречивым проблемам связи возрождающейся отечественной социологии и социологии Запада, к сложным вопросам социального познания. Создание образа социальной реальности в процессе преподавания социологии, как подчеркнул А.Г. Здравомыслов, — ведущая тема исследований не только в социологии, но и в смежных научных областях, с которыми социология связана и из которых она черпает факты и аргументацию. Огромная роль принадлежит здесь ценностным установкам и оценочным суждениям самой разной природы, исходящим от преподавателей социологии, от их понимания сущности гражданского общества и функции социального знания в его становлении.

“Социологическое образование как элемент социальной культуры общества” — тема доклада декана факультета социологии Санкт-Петербургского университета профессора А.О. Бороноева. Он выделил главные особенности профессиональной деятельности социологов-выпускников факультета и ее значение в масштабах города и даже страны, отметил трудности подготовки социологов и перспективы развития социологического образования в условиях социально-экономического кризиса современного российского общества. Тема социологического образования в постсоветской России была рассмотрена и в докладе профессора Р.В. Рывкиной. С ее оценкой ряда новых приоритетов и новых деформаций науки не согласился директор Института социологии РАН профессор В.А. Ядов.

Их теоретическая дискуссия была продолжена вокруг другой новой проблемы: проблемы катастрофического сознания в постсоветском пространстве. С докладом “Исследование проблем катастрофического сознания в современном мире и его значение для гуманитарных дисциплин и становления гражданского общества в России” выступил профессор В.Н. Шубкин. Катастрофическое сознание определяется им как страхи, модифицированные и зависящие сейчас от обстоятельств времени и места. Интерференция реальных страхов и тревог с мистическими ожиданиями порождает такую картину мира, которую социологи обязаны изучать в силу их колоссального влияния на поведение больших масс людей. В докладе, подготовленном в соавторстве с В.А. Ивановой, было показано, что выявленная в результате эмпирических исследований высокая интенсивность страхов в России и на Украине сочетается с крайне низким уровнем самоорганизации населения в противостоянии вероятным опасностям. При наличии огромных запасов оружия массового поражения эти черты могут стать причиной не только общей паники, но и катаклизмов, имеющих планетарный характер.

Профессор Р.П. Шпакова остановилась на принципиальных вопросах структуры социологической теории, на ее ключевых категориях. Как правило, все они являются результатом заимствования из зарубежной социологии, которая развивала их в рамках своих мыслительных традиций для решения проблем своего общества. Так, отечественная социология бездоказательно приняла категорию “социальное действие” в качестве исходной и фундаментальной, как ранее принимала в том же качестве марксов товар. Но теория социального действия М. Вебера противоречива и не завершена, и все ее проблемы переходят к современной российской социологии. Эти и многие другие трудности проявляются в процессе преподавания социологии, явно осложняя его.

Вопрос о фундаментальных исследованиях рассмотрела профессор Е.З. Мирская в докладе “Эмпирические исследования фундаментальных проблем (на примере социологического мониторинга научного сообщества 90-х годов)”. Она показала, что панельное исследование некоторой значимой социальной группы, изучающее явные и латентные составляющие переменных, всегда вносит вклад в фундаментальные результаты, которые касаются сущностных сторон и динамики социально важных процессов. Задача состоит в том, чтобы грамотно составлять программы панельных исследований и прогнозировать их возможные связи с общей теорией.

Большое место в обсуждении вопросов теоретической социологии и ее преподавания заняла тема современной картины мира и социальных изменений. Целостный обзор и оценку существующих ныне в социологии картин мира дали в своем докладе Т.М. Карсаевская и М.Т. Ермоленко. По мнению докладчиков, наиболее перспективны те подходы, которые исходят из коэволюционной, диатропической и синергетической идеи нового великого объединения людей в целях стабилизации и выживания. В своем ярком выступлении кандидат социологических наук Д.В. Иванов предложил новое видение проблемы современных социальных изменений. В докладе “Виртуализация: к новой теории социальных изменений” он показал, что в эпоху постмодерна происходит развеществление общества: сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность, где человек имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым). Виртуализация общества означает, что отношения между людьми принимают форму отношений между образами. Эту трансформацию можно наблюдать в сферах экономики, политики, науки и т.д. Именно создаваемые рекламой образы ценностей потребителей, а не реальные вещи обращаются на постмодернистском рынке. Собственно экономический процесс, т.е. производство стоимости, покидает конструкторские бюро и конвейеры и перемещается в отделы маркетинга, рекламные и PR-агентства, в студии СМИ и т.д. Симуляция вещи в рекламном послании экономически превалирует над самой вещью.

Большое внимание участников конференции было уделено практике взаимодействия фундаментальных исследований в области социологии и частных сфер социального знания и бытия. Так, профессор Я.И. Гилинский представил девиантологию как новое научное направление и предмет преподавания, непосредственно влияющий на становление гражданского общества в современной России. Важные новые практические вопросы взаимодействия социологии и социальной работы выделил профессор В.Н. Келасьев. Историко-методологические аспекты взаимосвязи теории социологии и социальной практики осветил доцент Ю. Дойков. Опыт формирования социологического мышления в процессе преподавания и изучения социогуманитарных наук в вузе осветили в своих сообщениях В.Я. Фетисов, В.П. Дроздов, Е.В. Алексеева и др.

На конференции были отмечены конкретные просчеты и трудности в практике преподавания социологии, связанные с тем, что отечественная социология теоретически не готова дать объяснение многих процессов в России. Так, периферийной для нее является важная для реального бытия и преподавания тема становления в России гражданского общества, смутно различимы в этом процессе границы и возможности социологии.

Разумеется, было бы наивным ожидать, что на короткой и очень насыщенной встрече будут предложены рецепты решения сложных теоретических и практических проблем. Требуется обстоятельное изучение каждой из них. Но существенно то, что в научном сообществе эти важные проблемы поставлены, осознается их принципиальное значение и настоятельная потребность поисков решения.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 2000

HTML by Fedorov D.A. , 2002