1999 год, том II,   выпуск 4.

Н. И. Ловцова

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ П. В. РОМАНОВА
“СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ”

Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие посвящено анализу теоретических истоков и современных направлений антропологических исследований в организациях. В отечественной социальной мысли проблемное поле антропологии в большей степени затрагивает изучение удаленных во времени и пространстве сообществ и их культур. Современные городские сообщества, организации, фирмы, характерные для индустриального и постиндустриального общества и обладающие собственными уникальными культурами, которые взаимодействуют друг с другом и господствующей культурой общества, составляют предметное поле социологии. Отмечая сходство методологии и размытость границ предметных областей социологии и социальной антропологии, автор пытается преодолеть конфликт интересов дисциплин, что, по его мнению, может помочь решить социальные проблемы российского общества.

В первом разделе автором раскрывается система понятий и категорий социальной антропологии организации, определяется теоретическая база антропологических исследований в организациях, приводится анализ первых опытов подобных исследований, анализируется динамика подходов, парадигм и точек зрения на процессы, протекающие в организациях. Уже на первом историческом этапе исследований было осуществлено смещение акцентов с традиционной эргономической оценки производственного процесса, подчеркивающей важность физических условий работы, а также их влияния на поведение и деятельность, на открытие определяющей роли социальной организации рабочего места. Значимую роль в изменении взглядов на природу производственного процесса оказал Хоуторнский эксперимент. В результате были опровергнуты многие представления, считавшиеся ранее неоспоримыми, в частности, выяснилось, что неформальные нормы влияли на поведение людей не менее, чем официальные предписания. Открытия, сделанные в течение первого исторического периода исследований, обусловили переход к изучению социальных структур в организациях. Следующий исторический этап развития социально-антропологического исследования организаций, как отмечает П. В. Романов, ознаменован серией этнографических исследований социальной организации производства на уровне структурных подразделений, позволивших исследователям сделать новые открытия и прояснить взгляды на природу организации и характер протекающих внутри нее процессов. Господство в этот период функционалистской парадигмы (40-е годы ХХ в.), вместе с тем, не позволило адекватно объяснить существующие организационные противоречия и конфликты. Осознание ограничений функционализма привело исследователей организаций к переосмыслению теоретических основ и способствовало дальнейшему развитию методик прикладных исследований. Следствием этого переосмысления явилась в 1950-е гг. реализация Манчестерского проекта, методологически близкого идеям Хоуторнского эксперимента. Целью исследования выступало объяснение влияния неформальной структуры групп на производительность труда. Одним из значимых результатов данного исследования явилась артикуляция проблемы гендерных различий на рабочем месте, а также роли идеологических концепций в конструировании гендерных ролей.

Современный этап этнографических исследований организаций связан с процессами интеграции национальных экономических систем и влиянием этого процесса на функционирование различных сфер жизни современного общества. Наиболее значимыми в этот период становятся социокультурный аспект проблемы, а также изучение профессиональных субкультур. Решение этой задачи, как указывает автор, становится возможным благодаря расширению методологической базы исследований и распространению этнографического метода на изучение самых разнообразных групп. Исследования современного периода характеризуются направленностью на анализ смысла деятельности людей.

Во втором разделе работы рассматриваются различные подходы к изучению организационных культур. П. В. Романов рассматривает направление, в котором учитывается влияние национальной культуры на построение организационных взаимодействий, особенно в контексте развития мультинациональных корпораций. С позиций рассматриваемого автором подхода, синергия культурных систем в рамках организации становится одним из важнейших факторов эффективного управления. Организационная культура воспроизводит весь спектр социальных отношений, свойственных каждому конкретному обществу. Логичным представляется применение для анализа функционирования организации субкультурного подхода, развиваемого Б. Тернером, что сочетается с концепцией социального конструктивизма. Привлечение к анализу понятия консенсуса позволяет глубже понять природу отношений в группе и процесса достижения договоренности о смысле совместной деятельности, что, в свою очередь, дает возможность охарактеризовать организацию как культуру. Анализ отечественных исследований трудовых отношений и организаций занимает важное место в данном разделе. Подробно прослеживая историю развития научного знания, трансформацию методологических оснований исследований, автор указывает на зависимость предметного поля и методического инструментария социальных наук от господствующей идеологии. Идеологизация исследований не позволила отразить все богатство социальных практик, представленных в организациях. Социально-экономические перемены в последние годы в России вызвали к жизни множественность исследовательских моделей, характерные свойства которых проанализированы автором. Современная специфика отечественных исследований организаций — интеграция зарубежных моделей управления в национальный контекст, а также столкновение различных организационных культур в совместных предприятиях. Интересным представляется анализ отечественных исследований гендерных отношений в организации, карьеры женщин, позволяющий сделать вывод о несбалансированности роли женщин на рынке труда, определяющейся, с одной стороны, патриархальными традициями, и высокой степенью вовлеченности женщин в индустриальное производство, с другой. Дальнейшее развитие темы идет в направлении анализа методологических основ исследования организационной культуры, где подчеркивается преимущество интерпретативного подхода перед позитивистской парадигмой. Здесь обсуждаются особенности этнографических исследований организаций. Указывая на недостаточность количественных техник сбора данных для понимания культурных и социальных процессов, протекающих в организациях, автор предлагает применять case study и включенное наблюдение. Для понимания организационной культуры необходимо глубокое погружение исследователя во внутреннюю природу организации. Далее автором проанализированы социальные функции мифов и ритуалов, а также понятие организационной символики, которая, как указывается, влияет на восприятие людьми событий и воздействует на их поведение. Распознавание, изучение и интерпретация символов позволяет исследователю глубже понять весь спектр идентичностей в организации, что способствует большей эффективности стратегического управления, разрешению практических проблем организации. Достижение этой цели возможно с помощью повседневных наблюдений функционирования группы. Интегрирующим звеном для социальных наук, исследующих процессы управления, выступает, по мнению автора, концепция социальной практики, а практический подход видится как способ разрешения кризиса, сопровождающего функционирование организаций. С позиций этого подхода в пособии анализируется административный контроль, который автор считает центральной проблемой социально-антропологического исследования менеджмента и организаций. Значительную часть второго раздела занимает описание уровней административного контроля и связи указанных уровней с социальными механизмами решения характерных для каждого уровня проблем.

Вопросу, как спланировать и провести полевое исследование организации, посвящен третий раздел книги. Методология понимающей социологии Вебера выступает для автора наиболее важной, так как ориентирует исследования на анализ осмысленного поведения. С этих позиций этнографический метод как прямое наблюдение за поведением оценивается в качестве самого влиятельного. Подробное описание методов социально-антропологического исследования, анализ их достоинств и недостатков, конструктивные советы по планированию исследования позволит осуществить выбор конкретной методики для осуществления собственного проекта. Здесь вновь подчеркиваются преимущества качественной парадигмы перед количественной, однако автор предупреждает исследователя о необходимости валидизации и проверки достоверности полученных результатов и приводит способы повышения валидности и надежности такого рода исследований. Тщательное описание этапов исследования сопровождается конкретными практическими примерами, что облегчает понимание и осмысление материала.

Учебное пособие оснащено вспомогательным материалом, комментариями к основному тексту, иллюстрациями, что значительно облегчает восприятие информации. Содержащиеся в каждом разделе советы и рекомендации по практическому применению полученной информации, прояснение перспектив деятельности преподавателя и исследователя позволяют снизить ролевую неопределенность, свойственную начинающему специалисту, подсказывают идеи для проведения занятий и курсовых проектов. Предназначенная в качестве учебного пособия для студентов, работа, как представляется, вызовет интерес и у специалистов-менеджеров, и у исследователей современных организаций.

Романов П. В. Социальная антропология организаций: Учеб. пособие. — Саратов: Саратов. гос. тех. ун-т, 1999. — 136 с. 


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1999

HTML by Fedorov D.A. , 2002