1999 год, том II,   выпуск 4.

З. А. Критская

ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В настоящее время исследование международных организаций в нашей стране и в странах СНГ находится на самой начальной стадии. Доказательством может послужить сравнение списков литературы на русском и английском языках, рекомендованной для самостоятельного изучения в первом учебном пособии по международным организациям, вышедшем в начале этого года в Издательстве Санкт-Петербургского университета. Эта книга — первая попытка создать учебное пособие для студентов, которым читается одноименный курс на факультете международных отношений СПбГУ. Учитывая общее состояние изученности, а вернее, неизученности проблемы, она, несомненно, заслуживает внимания всех интересующихся как непосредственно деятельностью международных организаций, так и функционированием мировой системы в целом. Приятно отметить, что такое пособие появилось в свет именно в городе на Неве, что свидетельствует о ведущихся в нашем городе исследованиях в этой перспективной области науки о международных отношениях.

В рецензируемом издании рассматриваются такие вопросы, как причины появления международных организаций, понятие и основные характеристики международных организаций, классификация международных организаций, основные теоретические подходы к изучению международных организаций, функции международных организаций.

До сих пор большинство литературы на русском языке о международных организациях касалось правовых аспектов их деятельности, другая ее часть была посвящена истории, в основном, таких крупных межгосударственных организаций как ООН или Лига наций. В настоящем пособии учитывается многообразие форм международных отношений, существование международных неправительственных образований. Издание обращает на себя внимание попыткой продемонстрировать широкие возможности использования подходов различных теоретических школ при изучении международных организаций, в том числе социологического подхода. В рамках последнего мы бы обратили внимание на два вопроса, рассматриваемых автором и являющихся, на наш взгляд, ключевыми для понимания специфики деятельности международных организаций.

Первый — это замечание о том, что “успехи и неудачи международных организаций объясняются не тем, какие у них уставы, а тем, каких взглядов придерживаются в тот или иной момент государства, входящие в эти организации, какими ресурсами они обладают, а также изменяющейся конфигурацией соотношения сил этих государств” (с. 34). Второй значимый аспект — выделение социализации государств и народов в качестве одной из важнейших функций международной организации, описание способов социализации, где автор различает непосредственную социализацию и социализацию на межгосударственном уровне (см. с. 163–165). В работе не дается определения социализации, этот термин объясняется косвенно, путем описания функции социализации: “Смысл социализации состоит в развитии у государств лояльности в отношении международной системы, приобщении их к основным ее ценностям и нормам” (с. 165). Несколько ниже автор отмечает, что “любая международная организация представляет собой развивающийся социальный организм, не говоря уже о международной системе в целом” (с. 165). Очевидно, в этих положениях и должна заключаться основная идея курса, которую преподаватель хочет донести до студента: идея того, что теория, а в особенности практика деятельности международных организаций, не может изучаться в отрыве от всей системы международных отношений и без использования системного и социологического подхода (в широком смысле). Хотя первое и последнее процитированные положения напечатаны курсивом, они, по нашему мнению, все же недостаточно рельефно выделены в общем объеме текста пособия, что заставляет нас предположить, что именно на эти ключевые моменты не обратит внимание не очень старательный студент. Автор, ставящий своей целью написание учебного пособия, не должен бояться повторить ту или иную важную мысль. Существует множество способов и приемов подачи материала, но, вероятно, в данном случае специфика жанра учебного пособия не была учтена. В этом, пожалуй, и состоит основной недостаток опубликованной работы. Несколько небрежное, сложившееся в отечественной литературе отношение к жанру учебного пособия, как к упрощенному варианту изложения сложного материала, к сожалению, присуще и автору рецензируемого издания. Выполнены требования, предъявляемые к такого рода литературе: выделены курсивом основные положения, помещены контрольные вопросы в конце глав. Однако последние составлены настолько формально, что для ответа на них от студента требуется лишь открыть нужную страницу и процитировать автора. Они не побуждают студента “самостоятельно изучить значительный объем нормативных документов и источников о деятельности международных организаций, а также специальную литературу” (с. 3), о чем автор говорит во вступлении к работе. Выделенные же курсивом основные идеи обычно не подкрепляются в ходе дальнейшего изложения материала, что затрудняет его усвоение. Стоит подчеркнуть, что при этом содержание пособия насыщенно и многогранно, “страдает” лишь способ его подачи.

Однако и в плане содержания можно отметить некоторые недочеты и спорные моменты. К первым относятся опечатки, объяснимые, очевидно, поспешностью подготовки издания, или неточные употребления терминов (например, отождествление квалифицированного большинства лишь с большинством в две трети голосов — с. 83, употребление аббревиатуры НАТО в мужском роде — с. 85, использование термина “эгалитарность” на с. 63, а его определение на с. 66). Ко второй категории принадлежит вводимое в главе 4 понятие “хорошей” теории (с. 69) (ниже термин употреблен без кавычек) и, подразумеваемый в качестве антипода “плохой” теории, ниже используется термин “несостоятельная” (с. 74). Очевидно, автор предполагал описать данными терминами теории, которые либо адекватно, либо неадекватно описывают и объясняют какое-либо явление и которые могут использовать политики при прогнозировании своих действий. Однако, поскольку это четко не выражено в тексте, создается впечатление, что автор делит теории международных отношений на “хорошие” и “плохие”. Помимо некорректного, на наш взгляд, употребления понятия “хороший”, который включает в себя лишь категоричный положительный оценочный компонент и никак не уточняет содержание и смысл теории, данное выделение в рамках рецензируемого пособия не актуально. Автор подходит к вопросу состоятельности теорий международных отношений, возможности их использования при анализе и прогнозировании протекающих в мире процессов. В том упрощенном виде, в каком эта проблема предстает в настоящем пособии, она лишь искажается, и поэтому нам представляется ее рассмотрение в данном контексте неуместным.

Тем не менее, все высказанные замечания не могут умалить значения данной работы для исследования и исследователей международных организаций. Пособие призвано заполнить лакуну, существующую в отечественной литературе по этому вопросу. Как уже упоминалось выше, это первое издание такого рода, а следовательно, уникальное во всех отношениях. Перед автором стояла ответственная задача — создать учебное пособие для тех, кто в будущем будет определять пути развития нового научного направления, т.е. он в определенной степени участвует в формировании традиции исследования международных организаций в нашей стране. Из нынешних студентов через некоторое время вырастут исследователи, и от качества учебных пособий, которыми пользуются студенты, зависит уровень их будущих научных работ.


Ломагин Н. А. Международные организации: Теория и практика деятельности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 192 с.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1999

HTML by Fedorov D.A. , 2002