Журнал социологии и социальной антропологииJournal of sociology and social anthropology

1999. том II. № 3

С. И. Григорьев

О роли факультетов социологии Санкт-Петербургского (Ленинградского) и Московского университетов в становлении и развитии комплекса "Социология, психология и социальная работа" АГУ в 1980-1990-е гг.

Учебно-научно-производственный комплекс "Социология, психология и социальная работа" Алтайского госуниверситета, основу которого составляет социологический факультет АГУ, является результатом деятельности большой группы социологов, в целом - обществоведов вузов Алтайского края, представляющих различные школы отечественного обществознания [1; 2]. Так, влияние томской школы социальных наук здесь представляет проф. В. А. Ельчанинов и проф. М. Я. Бобров, выпускники Томского государственного университета, стоявшие у истоков возникновения социологического образования в АГУ, активно работавшие и работающие здесь сегодня. Их разработка проблем исторического сознания, закономерностей материальной и духовной жизни общества, выделения гомологии как науки о человеке, оказали существенное влияние на содержание обучения, подготовки кадров социологов на Алтае [3].

Нельзя не видеть, кроме того, влияния на развитие факультета социологии АГУ и новосибирских социологов в их совместных разработках, сотрудничестве с алтайскими специалистами по поводу решения проблем экономической социологии, развития этносоциологического знания. Взаимодействие наших обществоведов с коллективами, возглавляемыми в свое время академиком Т. И. Заславской и проф. , чл. -корр. РАН В. И. Бойко, дало и дает немало полезного тем, кто создавал кафедры и лаборатории социологического факультета АГУ. Здесь традиционно активно, широко используются публикации новосибирских социологов З. И. Калугиной, В. А. Артемова, Ф. М. Бородкина, В. И. Герчикова, В. И. Бойко, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисовой и др.

Можно говорить о влиянии на развитие социологического факультета АГУ прибалтийской и красноярской социологических школ, прежде всего таких их представителей как проф. М. Титма (Эстония), проф. А. Матуленис (Литва), проф. Ж. Т. Тощенко, проф. В. Г. Немировский (Красноярск) и др. Сотрудничество алтайских социологов с ними стало заметной страницей в развитии социологии на Алтае, как, впрочем, и с социологами из Тюмени, Омска, Владивостока, Нижнего Новгорода.

Все это вполне очевидно, хорошо представлено в публикациях последних двух-трех десятилетий и на Алтае, и за его пределами [4]. Однако наиболее основательно, широко мы испытали и испытываем влияние двух ведущих в стране факультетов социологии - подразделений Московского и Санкт -Петербургского (Ленинградского) университетов. Это влияние представляет собой самостоятельный объект исследования, имеет относительно самостоятельное значение. Рассмотрим весь спектр такого воздействия на нашу деятельность специально, прежде всего в контексте развития социологического образования, социологических исследований и практико-ориентированной деятельности, социального проектирования.

В контексте развития научно-исследовательской деятельности влияние факультетов социологии МГУ и ЛГУ (СПбГУ) на становление социологического сообщества на Алтае вообще и в Алтайском госуниверситете, в частности, мы связываем прежде всего с защитой диссертаций тех его преподавателей, что обучались в двух ведущих классических университетах страны: в ЛГУ (СПГУ) защитили свои кандидатские диссертации проф. Л. Г. Гуслякова, проф. Т. А. Семилет, доц. С. В. Кинелев, доц. Л. К. Синцова, а в МГУ защищены диссертационные кандидатские работы проф. С. И. Григорьева, проф. Л. Д. Деминой, доц. С. В. Чудиновой и др.

Особую роль играло и играет наше участие в научных исследованиях, которые ведут социологи Ленинградского (С.-Петербургского) и Московского университетов. Так, многолетнее сотрудничество алтайских социологов с лабораторией проф. И. М. Слепенкова и коллективом проф. В. Т. Лисовского способствовало становлению в АГУ исследований проблем молодежи, эффективности социального управления, развития села. Это позволило сформировать специально ориентированные на данную тематику группы социологов, работающих на факультете социологии АГУ, опубликовать интересные работы, сохранить и углубить традиции социологии молодежи, села, социального управления на Алтае.

Не без влияния социологов МГУ в Барнауле в 1980-1990-е годы были продолжены и углублены исследования проблем коллектива, малых групп, различных общественных институтов (образования, науки, системы социальной защиты, здравоохранения и др.). Серьезное влияние на наше развитие в этом направлении оказали работы А. М. Ковалева, В. В. Князева, В. В. Нечаева, Ю. А. Аверина и др.

Влияние этих и ряда других специалистов во многом определило в АГУ разработку тем, в анализе которых наш коллектив заявил себя особенно значимо, серьезно. Прежде всего речь идет, разумеется, об анализе естественных и социокультурных основ жизнедеятельности человека и общества, становления их жизненных сил, культуры социального развития, коллективности бытия людей, проблем справедливости, социального управления и пр. Развитие исследований по данной тематике позволило нам сформулировать основы социологической концепции жизненных сил человека, социологии социальной справедливости и культуры социальной жизни, социальной терапии и логотерапевтического знания, технологий деятельности организаций "третьего сектора". Была разработана оригинальная система категорий, составляющих базу такой отраслевой социологической теории как социология социальной работы.

Особое значение для развития научных разработок социологов в АГУ имеет наше многолетнее сотрудничество с Центром социологических исследований МГУ, возглавляемым С. В. Тумановым и Т. В. Кухтевич. Это касается прежде всего совместной работы в рамках трех российско-американских проектов по изучению предвыборных ситуаций в России, а также российско-американского проекта "Молодежь России 1997 г.: три жизненные ситуации". На основе этих исследований в АГУ подготовлено более десятка статей, опубликована коллективная монография "Социальная и политическая культура россиян: общественный контекст середины 1990-х гг." (ред. С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов). Барнаул, 1997. В рабочих группах проектов приняло участие более полутора десятков преподавателей и сотрудников, а также около 50 студентов, обучающихся по специальности "социология".

Свою позитивную роль играло и играет наше участие в научных конференциях, проводимых социологическим факультетом МГУ, специальных семинарах, симпозиумах, изданиях научной литературы. К числу таковых следует отнести мероприятия, проведенные в последние годы по проблемам социологии организаций, социологии коммуникаций, социальному менеджменту, социологии социальной сферы и управления. Они значительно активизировали интерес алтайских социологов к данной проблематике, способствовали усилению работы, расширению круга соответствующих научных разработок научных мероприятий. Так, на июнь-июль 1999 г. у нас назначена межрегиональная школа молодых ученых и студентов вузов Сибири и Дальнего Востока, проводимая ежегодно. В этом году она посвящена теме "Культура современных коммуникаций: человек и общество в поисках смыслов" (Манжерок, Горный Алтай, 28 июня-3 июля 1999 г.).

Существенную роль в активизации научных исследований по социологии имеет и наше сотрудничество с коллегами из Санкт-Петербургского госуниверситета. Прежде всего это касается нашего участия в работе научного совета по социологии при Министерстве образования, действующем на базе МГУ и возглавляемого деканом его социологического факультета, проф. А. О. Бороноевым. Поддержка им наших инициативных разработок, их экспертирование сыграло существенную роль в развитии социологических НИР, особенно - в первой половине 1990-х годов.

Заметное влияние на развитие социологических исследований в АГУ, особенно тех из них, что посвящены теоретико-методологическим вопросам, оказали ежегодники "Проблемы теоретической социологии" (Вып. 1 и 2) под редакцией проф. А. О. Бороноева. Именно под их влиянием в АГУ была инициирована работа по созданию книги, сборника статей ведущих современных социологов, получившая признание социологической общественности России "Современная социология на пороге XXI века: новые направления развития" (ред. С. И. Григорьев, Ж. Коэнен-Хуттер). М.: Интеллект, 1998. Сегодня эта работа переиздается уже в третий раз, имея хороший спрос и читательскую аудиторию.

Нельзя не сказать и об использовании в АГУ трудов В. Я. Ельмеева, что касается, прежде всего, конечно, нашей кафедры общей социологии, где они включены в список обязательной литературы, применяются в качестве важных научно-методических пособий, источников информации. Особенно активно с начала 1990-х годов у нас использовалась и используется его монография "Воспроизводство человека и общества" (М.: Мысль, 1998). Она неоднократно цитировалась и цитируется ведущими специалистами СФ АГУ в области общей социологии.

Также активно используются в нашем университете и публикации И. П. Яковлева. Особенно большой интерес вызывают его работы по волновым процессам в общественном развитии, по социологии коммуникаций, по целому ряду других ключевых вопросов современного обществознания.

Существенно важной для СФ АГУ была поддержка наших ленинградских (петербургских) коллег в конце 1980-х - начале 1990-х годов по организации у нас в АГУ регулярного выпуска ежегодника "Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы", ставшего заметным явлением в научно-издательской деятельности социологов, психологов, педагогов, специалистов в области социальной работы вузов Сибири, Москвы, С. -Петербурга. В состав редколлегии ежегодника с первых его выпусков вошел декан факультета социологии С. -Петербургского (Ленинградского) госуниверситета, проф. А. О. Бороноев, впрочем, также как и социологии МГУ - проф. И. М. Слепенков, к. с. н., доц. С. В. Туманов.

Трудно переоценить и ту поддержку, которая в свое время была обязана нам социологами МГУ и ЛГУ (СПбГУ) в решении проблемы открытия сначала кандидатского, а потом и докторского совета по защите диссертаций социологического и социально-философского профиля. Деятельность этого совета стала во многом ключевой для решения вопросов научного и образовательного развития СФ АГУ. Наш специализированный совет стал одним из наиболее активно работающих сегодня в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь ежегодно сейчас защищается по 7-8 кандидатских и по 2-3 докторских диссертации таких профилей как "социальная философия", "социология духовной жизни", "социальная структура, социальные институты и процессы", готовится открытие специальности "теория, методология и история социологии".

Сотрудничество социологических факультетов трех классических университетов в области научных исследований естественным образом было и остается тесно связанным с их учебной, научно-педагогической деятельностью. Тем более, что на базе МГУ в 1990-е годы активно действовал НМС по социологии (ныне - по социологии и социальной антропологии) УМО университетов России. Именно здесь еще в начале 1990-х гг. были поддержаны наши первые инициативы по формированию экспериментальных программ подготовки социологов по специализациям "социолог-психолог", "социолог-правовед", "социолог-специалист в области социальной работы". Это позволило во второй половине текущего десятилетия открыть в АГУ подготовку профессиональных психологов и социальных работников высшей квалификации.

Принципиальное значение имеет тот факт, что и в НМС по социологии УМО университетов РФ на базе СФ МГУ, и на ФС ЛГУ (СПбГУ) была поддержана наша стратегически важная идея развития социологического факультета АГУ как учебно-научно-производственного комплекса "Социология, психология и социальная работа", позволяющая фундаментализировать и профилировать социальное образование более эффективно, чем на "чисто" социологических или психологических факультетах, на факультетах социальной работы или управления. При этом органично сочетается научная, образовательная и прикладная, социально-проективная деятельность.

В образовательном плане для нас существенное значение имело и рецензирование на социологических факультетах МГУ и ЛГУ (СПбГУ) учебных пособий, учебников, учебных планов и программ, которые разрабатывались в АГУ все текущее десятилетие. Без этой заинтересованной и профессионально-корректной поддержки нашей методической работы социологами Москвы и С. -Петербурга многое в развитии социологического образования в АГУ было бы значительно затруднено, а что-то и вовсе невозможно.

Так, вероятно, невозможна была бы организация на базе СФ АГУ межрегиональной учебно-научно-издательской программы "Основы качества национального социального образования для России XXI века" (директор программы, д. с. н., проф., чл. -корр. РАО, декан СФ АГУ С. И. Григорьев, руководитель группы стратегического планирования - д. ф. н., проф., академик, декан СФ МГУ В. И. Добреньков). В процессе подготовки и развертывания этой программы началось формирование новых комплексов обучающих средств и подсистем оценки качества знаний по социальным наукам, для вузов и средней школы, опубликованы первые учебные пособия по социологии, учебному курсу "Человек и общество", учитывающие не только требования национально-региональной составляющей образовательных госстандартов, но и специфику вузов, факультетов социогуманитарного профиля, контекст становления, возрождения русской национальной школы, отечественного образования, основывающегося на традициях русской национальной культуры, особенностях ее вхождения в информационную цивилизацию XXI века. Программа была поддержана не только руководством СФ МГУ, но и НМС по социологии и социальной антропологии УМО университетов России, а также соответствующими методическими советами психологов и социальных работников.

В учебно-методическом плане мы постоянно используем опыт наших коллег из МГУ и ЛГУ (СПбГУ), обмениваясь учебно-методической литературой, участвуя в методических семинарах и конференциях по актуальным проблемам социологического образования. Особенно значимо для нас в этом плане взаимодействие с факультетом социологии СПГУ, проведшего в последние годы несколько крупных конференций по ключевым вопросам трансформации, совершенствования образовательной социологической практики, содержания социального образования. Каждая такая конференция давала нам возможность не только более точно определить характер развития социологического образования в стране, но и спланировать собственные действия, направленные на повышение его эффективности.

В этой связи мы всегда стремились освоить опыт развертывания на базе вузов практико-ориентированной деятельности социологов, их соответствующей подготовки. В МГУ и СПГУ нам всегда удавалось в этом плане находить хорошие примеры для подражания. Так, в МГУ нас всегда привлекала технология организации участия социологов в предвыборных компаниях различного уровня. Таковыми примерами для нас служила деятельность Центра социологических исследований МГУ кафедры социологии организации социологического факультета.

Немало полезного мы переняли здесь и в опыте социального планирования, разработки программ работы с молодежью, оказания помощи сельским регионам, региональным подсистемам образования и социальной защиты. С учетом этого опыта нами в 1990-е годы были разработаны концепции сохранения и развития региональных подсистем образовательной деятельности и социальной защиты населения, была создана Комплексная программа сохранения и развития краевой системы образования, принят региональный закон о народном образовании в Алтайском крае.

Конкретным выражением использования такого опыта наших московских и санкт-петербургских коллег стала разработка проекта программы развития Колледжа социальных наук при СФ АГУ, а также УНПК "Социология, психология и социальная работа", Барнаульской городской программы "Инновационное социальное образование".

Ориентация на учебно-научное обеспечение технологической составляющей нашей деятельности, на развитие социального проектирования стало создание в структуре Комплекса таких подразделений как кафедра социальных технологий, инноваций и управления, ее лаборатории технологий социального образования, кафедры социальной работы, ее кризисного центра для мужчин (совместно с Комитетом администрации края по здравоохранению и социальной защите населения), кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий, кафедры эмпирической социологии и конфликтологии.

Такого рода организационные изменения заметно приблизили нас к практике, позволили шагать в ногу с нашими коллегами из МГУ и СПГУ, где практико-ориентированная деятельность всегда была в числе приоритетных. Все это позволило нам создать механизм гибкого реагирования на потребности практики, тенденции развития эмпирической и теоретической социологии, не только выстоять, но и развиться в условиях трудностей политического, культурного и социально-экономического развития нашей страны в последнее десятилетие.

Таким образом, развитие Комплекса "Социология, психология и социальная работа" Алтайского госуниверситета во многом определялось и определяется его взаимодействием с факультетами социологии Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов. Плодотворность этого взаимодействия с годами становится все более очевидной, несмотря на то, что мы теперь представляем собой уже наиболее крупный факультет социологии за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке и развиваемся, конечно, во многом самостоятельно.


Библиографический список

1. Социологическое образование в регионе (на примере Алтайского госуниверситета) / Ред. С. И. Григорьев. Барнаул, 1998.

2. Через тернии к социальному образованию / Ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. Барнаул, 1995.

3. Планы и программы социологического факультета АГУ / Ред. С. И. Григорьев. Барнаул, 1997.

4. Ежегодник "Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы" в АГУ за 1993-1998 гг. Барнаул, 1998.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1999

HTML by Fedorov D.A. , 2002