1999 год, том II,   выпуск 2.

А.О.Бороноев

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ:
10 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Социология одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Подчеркивая это, П. Сорокин в свое время писал: "Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей... Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями" [1, с. 14―15].

Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики. Состояние социологического знания и, еще шире, социального мышления зависит от двух взаимосвязанных факторов. Во-первых, от системы образования, подготовки кадров, во-вторых, от роста "знания вглубь" (П. Сорокин), то есть развитости научных исследований.

Безусловно, в процессе развития социального знания огромна роль социологического образования. Оно является основой распространения и роста знания, с другой стороны ― процесса формирования социальной культуры общества.

К сожалению, становление социологического образования в нашей стране было сложным. Периоды запрета социологии как научной и учебной дисциплины, сменялись периодами усеченного концептуально и организационно социологического образования. Отечественная система социологического образования, начавшись фактически в 1901 г., когда выдающийся отечественный социолог М. М. Ковалевский со своими единомышленниками открыл в Париже Русскую высшую школу общественных наук, которая, по мнению многих, являлась фактически первым российским факультетом социологии, окончательно оформилась и закрепилась на уровне факультетов только в 1989 г. С этого времени начинается полноценное обучение молодых людей социологии, и социологическое знание получает основу для своего развития.

Одним из первых современных отечественных социологических факультетов является факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, который был создан на базе действовавшего с 1984 г. отделения прикладной социологии. Задачей факультета была, в первую очередь, подготовка специалистов-социологов, нацеленных, во-первых, на преподавание социологии, на культивирование новой научной дисциплины в учебных заведениях; во-вторых, готовых обеспечить рост научного знания для объяснения и понимания тех социальных процессов, которые происходят в стране и в современном мире; в-третьих, способных к широкой социальной деятельности в различных сферах общественной жизни (экономика, культура, политика, управление). Эти задачи определили концепцию развития факультета с самого начала его становления.

Суть концепции состоит в сочетании фундаментальности образования с эмпирическими и прикладными исследованиями, для того, чтобы выпускник хорошо знал общетеоретические и гуманистические проблемы в их историческом развитии и владел методами установления фактов, умел их понять и объяснить. Концепция предполагает развитие перспективных отраслей современной социологии, таких как экономическая, этническая, политическая, гендерная социология, социология управления и т. д. Это нашло отражение в учебных планах факультета.

Большое внимание на факультете уделяется использованию российских традиций в области социологии в сочетании с международным опытом. Поэтому здесь в 1993 г. воссоздано "Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского" и начаты работы по изучению социогуманитарного наследия России. С первых дней на факультете проводятся конференции и семинары, посвященные творчеству выдающихся российских ученых - М. М. Ковалевского, И. А. Ильина, П. Б. Струве, Н. И. Кареева и др. Начато издание серии "Российские социологи". В этой серии вышли сочинения М. М. Ковалевского "Социология" в 2-х томах; Н. К. Михайловского "Герои и толпа. Избранные труды по социологии" в 2-х томах; подготовлена к изданию книга социологической публицистики П. А. Сорокина "Заметки социолога" и готовятся 2 тома социологических работ Е. де Роберти. Издается сборник статей "Российская социология" (вып. I, II, III ― 1993, 1997, 1999). В сборниках этой серии освещаются основные этапы развития русской социологии и незаслуженно забытые имена ее творцов и их идеи.

Включение российского наследия в процесс образования и научной деятельности сопровождается активным изучением западного опыта и идей, особенно за тот период, когда наши социологи мало общались со своими коллегами за рубежом. Понятно, что в информационном обществе мы не можем уповать только на собственные опыт и знания. К тому же, как уже говорилось, наш опыт был небольшим, "обрывочным". Поэтому факультет с первых дней основывался на идеях открытости, готовности к учебно-методическому и научному общению. Буквально сразу после создания он стал развивать сотрудничество с зарубежными социологами в рамках двух проектов: первый ― "Обновление социальных наук в Санкт-Петербургском госуниверситете в рамках программы Европейского Сообщества Темпус-Тасис при участии партнерских факультетов из университета г. Билефельда (Германия), Нового университета г. Лиссабона (Португалия) и университета социальных и гуманитарных наук г. Страсбурга (Франция); второй ― "Преподавание социологии на немецком языке" в рамках программы Немецкой службы академического обмена (DAAD) в тесной кооперации с факультетом социологии Билефельдского университета. В результате удалось модернизировать учебные планы, особенно программы и содержание основных курсов и спецкурсов.

В результате сотрудничества произошло структурное изменение учебных планов, были сняты устаревшие курсы и включены новые, часто подготовленные нашими и зарубежными преподавателями совместно. Это послужило основой адаптации учебных планов и программ к международному стандарту, повышению качества обучения и результативности научной деятельности. В рамках международного сотрудничества на факультете читали и читают лекции известные зарубежные ученые, такие как Н. Луман, Г. Альбрехт, Х. Абельс, А. Гронемайер, У. Мюллер, Э. Ланге, Х.-У. Отто, Р. Ретлевски, Х. Тюрелль, Ю. Фельдхофф, Х. Харбах, Г. Шмидт, Х. Шрадер (Германия); П. Ватье, Р. Пфефферкорн, П. Хинтермайер, Ф. Рафаэль (Франция); К. М. Балза, М. Л. Пинту, В. Коэло (Португалия); Э. Асп (Финляндия), и др. Ученые факультета, в свою очередь, участвуют в учебном процессе и в научных исследованиях в названных и других университетах.

Плодотворному учебно-научному процессу на факультете во многом способствует созданная пять лет назад и быстро растущая библиотека, которая в своих фондах уже имеет около 13 тыс. книг и журналов, в том числе около 5 тыс. на иностранных языках. Надо сказать, что на факультете уделяется большое внимание изучению языков и работе с иностранной литературой. Так, последние пять лет многие студенты заканчивают факультет, владея двумя иностранными языками: английским и немецким или французским. В 1994-1999 гг. работали и продолжают работать в рамках вышеназванной программы DAAD 10 дополнительных языковых групп по изучению немецкого языка.

Одной из особенностей факультета является комплексность социального образования, в структуре которого органично сочетаются социология и сопутствующие ей смежные специальности. Этим наш факультет существенно отличается от других факультетов. Так, в 1993 г. были созданы отделения социальной антропологии и социальной работы. Их открытие было связано с большими трудностями, так как в номенклатуре специальностей не было специальности социальная антропология, а была только антропология в ее физическом понимании. Благодаря усилиям ученых факультета, в первую очередь, профессора Ю. Н. Емельянова, стало возможным ее введение в номенклатуру специальностей России, открытие впервые в России этой специальности и подготовка социальных антропологов, первый выпуск которых был осуществлен в 1998 г.

Сегодня, используя наш опыт, социальных антропологов начали готовить в Московском государственном социальном университете, Российском государственном гуманитарном университете, Саратовском государственном техническом университете. Эта специальность чрезвычайно нужна нашему обществу, так как антропологические знания очень важны для понимания социокультурной динамики и политико-экономических процессов. Этого не могут дать ни социология, ни культурология, ни психология. Беда только в том, что до сих пор нет понимания этого, даже в интеллектуальной среде, не говоря уже о государственных и других властных структурах.

Не меньшие трудности были связаны с открытием специальности "социальная работа", специальности, без которой не может существовать цивилизованное общество. В 1992―1993 гг. эта специальность также была новой, и многие не понимали ее значимости. Основная трудность ― консерватизм многих из тех, кто принимает решения, отсутствие подготовленных кадров. Между тем, логика развития социального знания в современном мире и потребности социальной сферы требуют вести подготовку этих специалистов именно в классическом университете. Фундаментальность знания и гуманистические традиции университета могут и должны стать той базой, на которой социальная работа разовьется как профессия и необходимый социальный институт.

На факультете выработана своя концепция подготовки социальных антропологов и социальных работников. Она заключается в том, что они готовятся на стволе социологии как фундаментальной, базовой социогуманитарной дисциплины. В учебных планах новых специальностей содержится достаточное число социологических дисциплин и фактически, хотя это не пишется в дипломах, выпускники получают специальность социальный антрополог-социолог и социальный работник-социолог. Для последней специальности это особенно важно, так как она пока является только формой профессиональной деятельности без ее научной институционализации. В становлении концепции подготовки социальных работников большую роль сыграли международные связи.

Например, мы нашли концептуальную поддержку нашего подхода у одного из ведущих специалистов в этой области на Западе проф. Х.-У. Отто из Билефельдского университета, с которым сложились тесные контакты. Он считает, что социология "является конституирующей релевантностью для социальной работы (...) Только социологический подход к феноменам, с которыми имеет дело социальная работа, идущий от чисто нормативного понимания к причинному анализу и развивающийся рефлективный подход к социетальным структурам, ― продолжает он, ― является фундаментальной предпосылкой для современной социальной работы" [2, с. 49―50]. Мы с этим полностью согласны, и этот подход соответствует нашей концепции.

Надо отметить, что от такого взаимодействия много выигрывает и подготовка социологов: культурантропологический подход расширяет социологический дискурс, углубляя его культурно-гуманистическую сторону, а социальная работа дополняет ― прикладными и эмпирическими возможностями и фактами повседневности и ведет к реальному гуманизму.

Открытие специальности "экономика и социология труда", относящаяся к направлению "экономические науки", связано с тем, что на факультете с самого начала имелись сильные традиции экономической социологии. Как уже говорилось, факультет был создан на базе отделения прикладной социологии, действовавшего на экономическом факультете.

Сложившиеся направления и специальности определили структуру факультета: девять кафедр, Центр социологических исследований, лаборатории, в том числе аудиовизуальная, созданная благодаря сотрудничеству с Билефельдским университетом. На факультете уже 6 лет функционирует специальный факультет по переподготовке и повышению квалификации по социологии и социальной работе.

В настоящее время на факультете сложился высокопрофессиональный коллектив преподавателей, из которых около 30 докторов и 50 кандидатов наук.

Хотелось бы выделить молодых докторов наук и весьма перспективных ученых Л. Т. Волчкову, Ю. В. Веселова, Д. П. Гавру, В. В. Козловского, В. Н. Минину, Н. Г. Скворцова и других, выросших за эти годы.

Научные исследования проводятся в рамках сложившихся основных направлений:

- проблемы истории, теории и методологии социологии;

- теория социального развития общества и социальные проблемы российского общества;

- социология и антропология города и проблемы социальной защиты;

- социальная антропология и этносоциальные проблемы;

- политические, коммуникационные процессы;

- социальные проблемы экономики и трудовых отношений;

- социальные проблемы молодежи.

С 1989 г. сотрудниками факультета опубликовано свыше 70 индивидуальных и коллективных монографий, учебников и учебных пособий [3]. Выходят периодические издания: "Проблемы теоретической социологии" (отв. ред. А. О. Бороноев), "Российская социология" (отв. ред. А. О. Бороноев, В. В. Козловский), "Социология экономики и управления" (отв. ред. Л. Т. Волчкова), "Журнал социологии и социальной антропологии" (гл. ред. В. В. Козловский), о котором мечтали в свое время М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Сорокин и др.

На десятом году существования состоялось объединение факультета и Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ): создан принципиально новый Учебно-научный центр социологии (УНЦС). Это фактически признание того, что уже существовало. Две кафедры факультета (культурной антропологии и этнической социологии и теории и практики социальной работы) были созданы на базе НИИКСИ. Новое образование должно способствовать объединению усилий по развитию эмпирических исследований, совершенствованию учебного процесса; в целом расширению учебно-научной базы подготовки специалистов через активное включение сотрудников НИИКСИ.

За эти десять лет факультет стал центром обсуждения учебно-методических и концептуальных проблем социологического и социально-антропологического образования в стране. По нашей инициативе прошли две международные конференции, посвященные проблемам социологического образования в стране (1993 г., 1998 г.), круглый стол по концептуальным проблемам социальной антропологии и антропологическому образованию (1998 г.).

Безусловно, в развитии факультета есть проблемы. Одной из них, на мой взгляд, является слишком медленное формирование социологического мышления, социологической культуры. Это связано с тем, что кадровый состав, особенно на начальном этапе, формировался из различных по базовому образованию специалистов (философов, экономистов, историков, психологов), но имеющих отношение и интерес к социологии. Поэтому задерживается вхождение некоторых сотрудников в социологический дискурс. Негативно воздействуют и трудности с проведением сегодня фундаментальных и эмпирических исследований из-за отсутствия финансирования.

В целом же у факультета, сейчас уже Учебно-научного центра социологии, хорошие возможности развития, все специальности чрезвычайно нужны обществу, молодежь это чувствует. Научный потенциал достаточно велик и многие готовы вести и ведут весьма глубокие исследования, которые отвечают потребностям совершенствования учебного процесса и осмысления противоречивых социальных процессов.


Литература

1. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии / Статьи разных лет. М., 1994.

2. Отто Х.-У. Некоторые аспекты соотношения между социальной работой и социологией // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2 / Под ред. А. О. Бороноева. СПб.: Петрополис, 1996.

3. Научные труды преподавателей факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (1989-1999): Библиографический указатель. СПб., 1999.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1999

HTML by Fedorov D.A. , 2002