Журнал социологии и
социальной антропологии
The Journal of Sociology
and social anthropology
1998 год, том I,   выпуск 4.

С. Ойнонен

ПРАВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ФИЗИЧЕСКИМИ И УМСТВЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В ФИНЛЯНДИИ
И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Права лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями были провозглашены Организацией Объединенных Наций более двадцати лет назад. Государства мира - включая Финляндию - декларировали обязательность обеспечения определенного качества реализации этих Прав в соответствии с Положением Генеральной Ассамблеи ООН 1993 г. Согласно Основным Положением, человек с умственными и физическими недостатками имеет право на жизнь в рамках того общества, к которому он или она изначально принадлежат. Он или она имеют право на жилье, подобно другим членам общества. Он или она имеют право на поддержку в области обучения, право на медицинскую помощь и социальное обслуживание.

Европейская традиция развития прав людей с ограниченными физическими и умственными возможностями связана с поддержкой права части из них на “независимую”, самостоятельную жизнь, что акцентирует наше внимание на ценностях справедливости и равенства. Конкретное содержание прав человека основывается на соблюдении интернациональных норм. В случае людей с ограниченными физическими и умственными возможностями, данные права включают множество факторов, таких как персональная свобода, физическая неприкосновенность, возможность принятия самостоятельных решений, касающихся собственной жизни, возможность заявлять о своих проблемах и требовать их разрешения.

Юридически работа с лицами с ограниченными умственным развитием и физическими дефектами должна основываться на взаимоотношениях в системе “клиент-клиент”. В отношении права части людей с умственными и физическими ограничениями на индивидуальную, специальную помощь, уход и реабилитацию это означает получение квалифицированной медицинской помощи и улучшение их состояния.

Для освещения правового аспекта проблем умственно и физически ограниченных лиц ключевым является решение следующих вопросов:

– вопрос о праве на опеку;

– вопрос о необходимости принудительных мер;

– вопрос об ограничении личной свободы;

– вопрос о гуманном лечении;

– вопрос о праве “быть услышанным и представленным”.

Получение информации по типу “обратная связь”, получение данных непосредственно от лиц с умственным и физическим недоразвитием является основным принципом интерпретации прав в соответствии с данным законом.

Персональное право лиц с умственными и физическими ограничениями на получении информации по своим юридическом основаниям в принципе ясно. Документы, которые не имеют ограничений в доступе, “не закрытая документация” могут быть доступны для части людей с умственным и физическим отставанием в развитии. Исключение составляют материалы, признанные секретными в установленном законопорядке.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательные акты в отношении лиц с ограниченными умственными и физическими возможностями учитывают их “более слабую позицию” по отношению к другим членам общества. Одно из основных положений социальной защиты в Финляндии - адаптация личных прав лиц с умственными и физическими ограничениями в соответствии со спецификой дефектов их развития. Например, это можно проиллюстрировать стоимость обслуживания и реабилитационных услуг для людей с различными стадиями умственного и физического недоразвития. По сравнению с другими Европейскими странами по стоимости социального обслуживания Финляндия - не самая “дорогая” страна. В Финляндии стоимость социальных услуг составляет примерно двадцать пять процентов от совокупности национального продукта /GDP/. Среди других государств социальная сфера более представлена в структуре совокупного национального продукта в Бельгии, Великобритании, Голландии, Италии, Люксембурге, Франции, Швеции, Германии, Дании.

В Финляндии, как и в других странах, имеются законодательные акты, четко регламентирующие обеспечение различных групп граждан с умственными и физическими ограничениями помощью, поддержкой и содержанием.

Ниже перечислены одни из наиболее важных:

Национальное Пенсионное законодательство, 1956;

Закон о Специальном Обслуживании для Инвалидов, 1987;

Национальный Закон об Охране Здоровья, 1972;

Закон для Лиц с Ограниченными Умственными и

Физическими Возможностями, 1978;

Закон об охране Умственного Здоровья, 1990;

Закон об Охране Здоровья, 1963;

Закон о Реабилитации, 1991.

Таким образом, в Финляндии достаточно законодательных актов. Проблема состоит в их применении. Наличие такого числа юридических положений создает возможности для различий в толковании. Закон о лицах с ограниченными умственными и физическими возможностями вступил в силу в 1978 г. Он гарантирует необходимое обслуживание, включая медицинские, психологические и социальные исследования, касающиеся поддержки, реабилитации, обучения и других услуг. Также принес свои плоды Закон о специальном обслуживании инвалидов (1987), который относится и к людям с умственными ограничениями. По сравнению с другими законодательными актами этот Закон имеет приоритетную позицию.

Основные положения

Основные Положения по созданию равных возможностей для лиц с умственным и физическими ограничениями по сравнению с другими членами общества были на 48 сессии Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций в декабре 1993 г. Они содержат 22 направления и охватывают широкий спектр жизненных проявлений. Эти направления не являются юридическими нормами с строгом смысле этого слова, но к ним всегда апеллируют.

Ряд этих положений предполагает ответы на следующие вопросы:

* Распространяют ли официальные лица информацию о предоставляемых для людей с умственными и физическими ограничениями услугах?

Предоставлена ли эта информация в доступной для данного контингента граждан форме?

* Имеют ли информационные кампании эффект? Дают ли источники информации правдивое представление о лицах с умственным и физическим недоразвитием? Действительно ли в результате их деятельности осведомленность части инвалидов о своих правах улучшается?

* Может ли человек с ограниченными возможностями в плане умственного и физического развития иметь персонального помощника, оказывающего услуги по разъяснению вопросов, касающихся предоставляемого обслуживания?

* Получают ли инвалиды необходимые вспомогательные средства бесплатно?

* Может ли инвалид рассматривать вопросы отбора персонального помощника с точки зрения проблем труда и заработной платы? Может ли он или она в данном случае выступать в качестве работодателя?

* Как могут быть организованы транспортные услуги? Должны ли специальные потребности быть включены в финансирование транспортных организаций?

* Имеют ли люди с умственным и физическим недоразвитием надлежащие условия для жизнедеятельности, включая работу?

* Предпринимает ли ваш муниципалитет определенные шаги для того, чтобы сделать мобильность для всех и везде возможной?

* Предпринимает ли ваш муниципалитет усилия по обеспечению доступа к информации для всех инвалидов, включая лиц с ограниченными умственными возможностями?

* Могут ли дети-инвалиды посещать обычную школу; имеют ли они возможность получить в школе помощь и необходимые им специальные услуги?

* Хорошо ли функционирует вспомогательный сервис? Согласованно ли действуют родители и представители организации на всех этапах образовательного процесса? Какова специальная подготовка учителей и как можно ее улучшить?

* Инвалиды с отставанием в умственном и физическом развитии должны иметь равные возможности, наряду с другими членами общества, для продуктивной оплачиваемой работы. Выполняется ли это требование вашим муниципалитетом?

* Приспособлены ли рабочие места в вашем муниципальном округе к тому, чтобы их могли использовать для людей с ограниченными умственными и физическими возможностями?

* Знают ли работодатели о рабочих возможностях лиц с умственными и физическими ограничениями?

* Лица с ограниченным умственным и физическим развитием имеют ли право на создание семьи, право на половую жизнь и право быть родителями. Человек с умственными и физическими ограничениями имеет право выбора собственного жизненного стиля и места проживания как в частном доме, квартире, так и в специализированном учреждении.

* Может ли человек с умственными и физическими ограничениями посещать театры и кинотеатры? Может ли он на равных правах участвовать в различных развлекательных акциях? Является ли дискриминация в этой сфере в порядке вещей?

* Находятся ли люди с умственным и физическим недоразвитием в обучающих заведениях на равных правах с остальными учащимися?

* Имеет ли культурная активность инвалидов с умственными и физическими ограничениями такую же поддержку, как и другие культурные программы?

Национальный Совет по Проблемам людей с

умственными и физическими ограничениями

В Финляндии около полумиллиона человек, деятельность которых ограничена умственным и физическим недоразвитием. Всего в мире около 500 миллионов людей с умственной и физической отсталостью. Национальный Совет по проблемам лиц с ограниченными умственными и физическими возможностями Финляндии улучшает общественную позицию данной категории лиц, борется с предупреждением на их счет и предпринимает шаги, чтобы сделать общество открытым для всех. Национальный Совет по проблемам людей с умственным и физическим недоразвитием оценивает предоставляемые инвалидам услуги, способствует выработке общих позиций по широкому кругу вопросов, касающихся различных сторон жизни лиц с умственными и физическими ограничениями, выполняет как представительские, так и информационные функции.

Главный принцип деятельности Национального Совета по проблемам людей с ограниченными умственными и физическими возможностями основан на том . что лицо с умственным и физическим недоразвитием имеет право на образование, работу и жилье, самоконтроль его или ее жизни и контакты с другими. Примерно 220 муниципалитетов участвуют в деятельности Национального Совета по проблемам людей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Всего в Финляндии около 450 муниципалитетов. В условиях экономических трудностей в стране значение деятельности Национального Совета возрастает.

В настоящее время в Финляндии более 80 организаций для людей с умственным и физическим недоразвитием, все они представлены в Национальном Совете по проблемам людей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Все более важной становится международная деятельность Совета. Национальный совет имеет контакты с ООН, Советом Европы, Европейским Сообществом, международными организациями для лиц с умственными и физическими ограничениями.

Хельсинкская Декларация 1996 г.

Делегаты одиннадцати стран, принявшие участие в 10 Международном Конгрессе Интернациональной Ассоциации по Научному Изучению Умственной Отсталости /Нарушений умственного развития/ на общем заседании 2 июля 1996 г. в Хельсинки приняли и провозгласили следующие принципы:

1. Лица с ограниченными умственными возможностями /умственной отсталостью в стадии инвалидности/ имеют равные права и должны иметь равные возможности для жизни наряду другими членами общества.

2. Инвалиды с умственным недоразвитием должны получать необходимое обслуживание в пределах того микросоциума, где они постоянно проживают.

3. Инвалиды с умственным отставанием имеют право на отношение к себе как к самостоятельным индивидуальностям, а не как к определенной категории людей.

4. Инвалиды с умственным недоразвитием не в меньшей степени, чем любые другие члены общества, имеют право на социальное обслуживание в пределах места своего проживания. Этот принцип равно применим и к лицам с тяжелыми нарушениями умственного развития.

5. Инвалиды с умственными ограничениями должны получать услуги, связанные с их индивидуальными потребностями, в пределах места своего проживания.

6. Инвалиды с умственной отсталостью имеют право на “интимность”, неприкосновенность частной жизни, право на жизнь в домах с минимальными ограничениями в плане “закрытости”. Институты, проживание в которых противоречит этому принципу, основаны на устаревшей модели изоляции лиц с умственными ограничениями.

7. Правительству необходимо приступить к планированию закрытия институтов /специальных учреждений/ для умственно отсталых и развивать альтернативные, эффективные формы обслуживания по месту жительства тех, кто нуждается в помощи за пределами своих домов.

8. Правительство должно также планировать ориентацию человеческих и финансовых ресурсов, принадлежащих специальным учреждениям, на обслуживание по месту жительства, которое и должно осуществлять поддержку нуждающихся, включая инвалидов с умственным недоразвитием.

9. Инвалиды с нарушениями интеллектуального развития должны иметь возможности и опыт для самоопределения, решения проблем, касающихся их жизни. Для того, чтобы это было действительно так, им необходимо сотрудничество с правительственными и неправительственными организациями.

10. Инвалиды с умственным недоразвитием должны иметь право на самовыражение и право “быть услышанным” в обстановке уважения и сохранения их достоинства. Они должны иметь равные возможности участия и влияния на все сферы общественной жизни.

Децентрализация крупных учреждений-пансионатов для умственно ограниченных

Социальное попечение Финляндии делится на два вида: содержание в учреждениях закрытого типа и т.н. обслуживание открытого типа. В период 1970-1980-ых годов именно открытый тип обслуживания получил большое развитие. Более сильной критике подверглись крупные учреждения социального попечительства и недостатки, имеющие место в принципах и практике их работы.

Наиболее правильным подходом к рассмотрению заведений более или менее закрытого типа, а также их отношений к более открытому или более закрытому типу общества следует считать разбор этих вопросов в ракурсе применения власти. Такое учреждение, как общество, является ареной использования власти. Подопечные этих учреждений находятся там именно в результате их столкновения с властью: субъективные проблемы становятся следствием не выносливости окружающей среды. А “симптомы” могут быть истолкованы, как выражение их противления.

Конфликтов, влияющих на работу такого рода заведений, немало. И все они примыкают к различным отношениям в применении власти. Конфликты наблюдаются между подопечными этих заведений, между персоналом заведений и их подопечными, между самими работниками, между подопечными заведений и “внешним миром”, а также конфликты внутри этого “внешнего мира”. Данный перечень прямолинеен, однако он указывает на сложность ситуации, на многообразие методов и комбинаций применения власти. В тех ситуациях, когда противоречия между подопечными социальных заведений выливаются в насилие, то противоречия между персоналом и “внешним миром” решаются, например, путем принуждения, наблюдения и контроля. Причины, вызвавшие то или иное явление, являются неоднозначными. В результате этого разрешение подобных конфликтов (противоречий) и становится сложным.

Поэтому образование т.н. “культуры подгруппы” превращается в право человека, т.к. на практике личность отторгнута господствующим порядком общества.

“Культура подгруппы” существует, как правило, в условиях преобладания следующих факторов:

1. Члены культурно-социальной группы должны иметь одинаковые, тем или иным образом, исторические предпосылки. Например, при рассмотрении проблем, связанных с беженцами или эмигрантами, сделан вывод, что о процессе интеграции говорить невозможно без уважительного отношения к их историческому фону.

2. В настоящее время наблюдаются положительные изменения в общем подходе к разнородности, т.е. к разного рода различиям между обыкновенными людьми, которые на практике удерживаются в отдалении друг от друга.

3. Одновременно с этим, наблюдается (к счастью, в нашем обществе это проявляется мало) зарождение “антикультур”, создаваемых людьми-сторонниками расизма и людьми социально невыносливыми, которые стремятся к искоренению всего неоднородного. чем-то отличающегося от обыденного.

В выявлении причин неизбежности возникновения т. н. “подкультур” (культур подгрупп), можно прибегнуть к помощи социальных наук. Однако более важно придать этой “подкультуре” содержание, что возможно путем использования понятий культуры и искусства (театральный спектакль, искусство, музыка, форма, гамма цвета и движение), а также понятий политики (полемика, мечты, идеалы и требования).

Если интеграция призвана к победе, то это возможно только в виде процесса в двух направлениях. Один из процессов произойдет по условиям общества, а другой - по условиям отличного от окружающих людей человека, например, по условиям инвалида. Именно путем функционирования своей “подкультуры” эти инвалиды вообще смогут выразить свои условия процессу интеграции. (Souile, 1987).

Рассредоточение физически и умственно неполноценных людей в Финляндии

В Финляндии и Швеции имеется специальный, вступивший в силу с 1978 года, закон. В Финляндии - это т. н. “дополнительный” или второстепенный закон, который гарантирует умственно и физически неполноценному человеку право на получение социального обслуживания (попечения) в том случае, если это попечение не может быть им получено со стороны обычной сферы социального обеспечения и не предполагается общим законодательством. Первоочередную ответственность в организации обеспечения психически или физически недоразвитых людей несут коммуны (общины). Для выполнения обязываемых законодательством функций губернии страны обязаны создать специальный орган - Союз общин. Все центральные учреждения такого рода (кроме одного) содержатся союзами общин. Подавляющее число данных учреждений было создано в 1960-х и начале 1970-х годов, и являются с архитектурной точки зрения довольно новыми. Кроме этого, создаются квартиры подобного назначе6ния, но собственно процесса рассредоточения или уменьшения количества мест в центральных учреждениях - пансионатах, как правило, не наблюдается.

В 1982 г. Правление по делам социального обеспечения создало рабочую группу по определению направлений развития обслуживания и обеспечения физически и умственно недоразвитых людей. Отчет о проделанной работе был опубликован группой в 1985 г. Одним из предложений группы было, например, уменьшение к 2000 году числа мест (пациентов) в центральных учреждениях-пансионатах на 30%. Кроме этого, группой было предложено прекратить размещение детей в данных учреждениях, начиная с 1990 г. А органы спецобеспечения (т. е. коммунальные союзы) были призваны к переговорам со своими коммунами-членами по вопросам необходимых мероприятий с тем, чтобы исключить необходимость размещения детей в данных учреждениях. Отчет содержал также и рекомендации по количеству необходимых специальных квартир - заменителей этих учреждений в следующем году.

К вышесказанному следует дополнить, что, за исключением трех довольно старых учреждений, сеть таких социальных пансионатов стала создаваться слишком поздно. С пуска последнего учреждения в работу не произошло и десяти лет. По этой причине, ни финский политик, ни человек, имеющий право принятия решений, еще совсем недавно участвовавшие в создании таких учреждений-пансионатов, не в состоянии безоговорочно и легко говорить об их децентрализации или ликвидации.

Иными словами, в Финляндии наблюдается особый подход к данной проблеме, вынужденность задать вопрос: “Что же нам делать с новыми пансионатами-учреждениями?”

Кроме этого, проводимые в последние годы исследования по работе этих пансионатов и выявлению их недостатков еще более ускорили стремление к децентрализации крупных пансионатов для физически и умственно недоразвитых людей.

В новом Общегосударственном плане говорится, что число мест в центральных пансионатах для физически и умственно недоразвитых людей будет постепенно уменьшаться, а взамен им будет создано необходимое количество мелких жилищно-обслуживающих заведений по месту жительства тех, кто в этих услугах нуждается.

Качество жизни людей с ограниченными

умственными и физическими способностями

Анализ качества предстает перед нами в проблематическом контексте. Как объект исследования качество жизни начинает рассматриваться в Финляндии в 1980-х годах. Проблема качества жизни предстает как закономерное продолжение идеологии и целей благосостояния (социальной защиты), появившейся в 1960-х годах. Идеология 1960-х основывалась на идеалах нормализации и интеграции. Нормализация означает, что человек с умственной отсталостью имеет право жить в максимально нормальных, с учетом особенностей его дефекта, условиях. Интеграция представляет собой процедуру . посредством которой эти принципы нормализации реализуются - например, разукрупнение больших институтов и интеграция в нормальное общество.

Как научная концепция качество жизни имеет два аспекта: жизненные стандарты и общее благосостояние. Финский исследователь Эрик Эллардт (Erik Allardt) рассматривает общее благосостояние как удовлетворение человеческих потребностей. Концепция качества жизни является четко ориентированным средним подходом. Слово “качество” уже подразумевает два аспекта: или хорошее или плохое. Может быть ценностный конфликт, связанный с концепцией качества жизни, также как мультидисциплинарное употребление термина, является причиной, по которой изучение этого вопроса не продвинулось далеко.

В нескольких словах, прогресс исследований качества жизни инвалидов связан с тем вниманием, которое начинает уделяться мнению самих людей с ограниченными умственными и физическими возможностями. У людей с умственным отставанием спрашивают: как они оценивают свою жизнь, что они от нее ожидают. Качество жизни - культурно-детерминированная категория. Люди различных культур по-разному оценивают аспекты своей жизни.

Принимается, что люди с ограниченными жизненными возможностями - а в их числе и с интеллектуальными ограничениями - будучи интегрированы в общественную жизнь способны также оценить базовые жизненные ценности, как и большинство других членов общества. Очень интересный вопрос: Используются ли для людей с ограниченными умственными и физическими возможностями в Финляндии те же критерии оценки жизни, как и для остального населения. Или для них существуют свои собственные критерии, которые могут рассматриваться на правах субкультуры, культуры национальных меньшинств? Отличается ли подход к качеству жизни людей с умственным и физическим недоразвитием от понимания качества жизни применительно к остальному населению в той же мере, как жизненный стандарт “среднего” класса отличается от условий жизни класс “рабочих”.

Исследования качества жизни лиц с умственными и физическими ограничениями неразрывно связаны с общей дискуссией о методах, которые применяются. Основные разработки по этому вопросу базируются на модели американского исследователя Дэвида Гудэна (David Gooden), в связи с чем возник вопрос об американизации финской культуры.

Существует опасение, что национальные особенности финской культуры могут в будущем, в связи с объединением Европы, потерять свою силу. Как это отразится на жизни людей-инвалидов, особенно на инвалидах с умственной недоразвитием?

Является ли умственный дефект в стадии инвалидности универсальным феноменом? Может ли качество жизни людей с ограниченными умственными и физическими возможностями оцениваться по одним и тем же критериям для жителей разных стран? Даже в пределах одной культуры, представляют ли люди с умственными ограничениями однородную группу? Можно ли, даже в некоторых чертах, экстраполировать данные о качестве жизни одной из групп людей с умственным и физическим недоразвитием на большую социальную общность? Эти и многие другие вопросы встают перед исследователями качества жизни людей с ограничениями в умственном и физическом развитии в Финляндии.

Американский проект по исследованию качества жизни предполагал создание модели, основанной на исследованиях людей с умственной отсталостью, физическим недоразвитием и их семей. Целью проекта была выработка и воплощение такой исследовательской позиции, которая объединила бы критерии исследования качества жизни для людей с умственными и физическими ограничениями с критериями, применяемыми для остальных членов общества.

В Северных странах исследования Siri Naess приняты как базовые по проблемам людей с умственным недоразвитием. Подчеркивает важную роль сотрудничества между индивидом и обществом. Naess определяет качество жизни в соответствии с тем, имеет ли данный человек возможности для активных социальных контактов и уверен ли он в себе или, наоборот, его основные жизненные перспективы в плане удовлетворения данных потребностей не являются оптимистическими.

Шведские исследователи Karin Sonnander и Ann-Chariolla Nilsson-Embro описывают степень нормализации для людей с умственным и физическим отставанием в зависимости от условий и успешности жизнедеятельности дома, на работе и в свободное время. В исследовании отмечается, что при сравнении людей-инвалидов с умственными ограничениями с инвалидами с сохранным интеллектом и остальным /относительно здоровым/ населением качество жизни людей с умственными дефектами ниже среднего уровня для данной выборки. Для улучшения качества жизни очень важна высокая степень общественной интеграции по месту жительства.

Исследование качества жизни людей

с ограниченными умственными и физическими возможностями в Финляндии

Главная цель финского исследования качества жизни - получение информации и конкретного исследовательского опыта в отношении возможностей для людей с умственными и физическими ограничениями работать в группах. Групповая работа показала, что возможность людей с интеллектуальным и физическим отставанием проявить свои мысли, намерения, мнения, чувства была отличной. Условия групповых обсуждений были одинаковы и затронутые темы интересны каждому. Умственная недостаточность и физические расстройства не являлись препятствием для понимания произносимых слов.

Результаты подтверждают заключение, что люди с ограниченными умственными и физическими возможностями могут оценивать свою жизнь, они осознают свои потребности и надежды. По данным интервьюирования, более, чем одна треть опрашиваемых оценила работу как одну из наиболее важных вещей в жизни. Друзья имеют следующий “ранг по важности”, дальше - дом и увлечения. По сравнению с “нормальным” населением большее внимание уделялось ценности дома.

Возможность принимать решения, касающиеся собственной жизни, и реально действовать в соответствии с ними была представлена как важный фактор для определения качества жизни людей с ограниченными умственными и физическими данными. Те, кому удалось найти достаточное количество способов влияния на свою жизнь и возможность активных действий, имели также много друзей с сохранным интеллектом, позитивную самооценку и изобилия положительного опыта. Умственно отсталые женщины имели меньше возможностей влиять на свою жизнь, чем мужчины. Кроме того, на рассматриваемых возможностях негативно сказывались нахождение в условиях крупных институтов и речевые дефекты.

Подавляющее большинство опрошенных с ограниченными умственными и физическими возможностями в целом было удовлетворено своей жизнью. В данном случае полученные результаты должны быть оценены с точки зрения того, что люди с умственными и физическими ограничениями не были критичны по отношению к собственным условиям жизни. Многие из них тяжело переживают то допущение, что другие люди не любят их. Речевые дефекты и /или невозможность говорить представлены как огромная проблема, затрудняющая социальные взаимоотношения. На основании этого исследования, возможности людей с ограниченным умственным и физическим развитием в области участия в социальной жизни и влияния на нее должны быть расширены. Их взаимодействие с другими членами общества в будущем также должно развиваться более интенсивно. Должна возрасти роль альтернативных методов и источников коммуникации.

К одному обществу для всех

Реализация прав людей с умственным и физическим недоразвитием /в стадии инвалидности/ требует более интенсивной работы по обеспечению равных возможностей для всех членов общества. Это означает, что процессы и институты, посредством которых общество, социальная Среда являют из себя единое целое, такие как обслуживание, деятельность, информация, документация, должны быть доступны для всех.

Уважение к человеческому достоинству подразумевает принятие коллективной ответственности за поддержку и заботу по отношению к тем членам общества и в тех сферах, где они могут вести полноценную жизнь. Уважение к личности в данном аспекте предполагает также, что люди с умственными и физическими ограничениями должны играть определенную роль в общественной жизни.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1998

HTML by Fedorov D.A. , 2002