Журнал социологии и
социальной антропологии
The Journal of Sociology
and social anthropology
1998 год, том I,   выпуск 4.

Аверин Н. М., Кокарев А. С.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Б. Н. ЧИЧЕРИНА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

90-е годы XX века в России отмечены возникновением пристального интереса к истории отечественной социально-философской мысли. Сегодня мы открываем для себя творческое наследие многих замечательных мыслителей прошлого столетия. В плеяде этих людей видное место занимает выдающийся русский философ и правовед второй половины XIX века Б. Н. Чичерин, чья жизнь неразрывно связана с тамбовским краем. Чичерин родился 22 мая (по старому стилю) 1828 г. в Тамбове в старинной дворянской семье, на Тамбовщине провел детские и отроческие годы. На тамбовской земле, в родовом поместье Караул прошли наиболее плодотворные в творческом плане три с лишним десятилетия его жизни. Здесь на берегах живописной реки Вороны Б. Н. Чичерин закончил в 1904 г. свой жизненный путь.

В мае 1998 г. в Тамбове состоялась межрегиональная научная конференция “Научное наследие Б. Н. Чичерина: история и современность”, приуроченная к 170-летию со дня рождения ученого. Организаторы конференции — Российский гуманитарный фонд (РГНФ), Министерство общего и профессионального образования РФ, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. К конференции был выпущен сборник научных материалов по обсуждаемой теме.

На конференции были заслушаны и обсуждены несколько пленарных докладов. Профессор, член-корреспондент РАЕН председатель Русского социологического общества им. М. М. Ковалевского А. О. Бороноев выступил с докладом “Актуальные проблемы изучения традиций русской общественной мысли”. Докладчик подчеркнул важность и актуальность изучения социогуманитарного наследия России, которое позволяет восстановить историческую память народа. К научному достоянию прошлого современный исследователь не должен относиться формально, объективистски; его задача — “пропустить” через себя, через свой духовный мир мысли и идеи выдающихся ученых прошлого, сопоставлять исторический опыт прошлого с реальным состоянием сегодняшнего российского общества. А. О. Бороноев отметил особую актуальность для теоретического поиска наших дней анализ творчества таких представлений отечественной социокультурной науки, как Б. Н. Чичерин, М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин. Докладчик рассказал о научно-просветительской деятельности социологического общества им. Ковалевского, указав, в частности, что в последнее время им изданы труды М. М. Ковалевского, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина. Значительная часть доклада была посвящена вопросам координации работы академических и вузовских центров, занимающихся изучением истории общественной мысли в России. В настоящее время наряду с социологическим обществом им. Ковалевского действуют Российское общество социологов, Международное общество профессиональных социологов, общество социологов-демографов. В С.-Петербургском университете начато издание “Журнала социологии и антропологии”, уделяющего большое внимание историко-культурной проблематике. А. О. Бороноев положительно оценил работу тамбовских ученых, которые с конца 1980-х годов ведут исследование жизни и творческого наследия Б. Н. Чичерина, выпустив ряд научных сборников, посвященных анализу различных аспектов его интеллектуального творчества. Он отметил целесообразность создания на базе Тамбовского государственного университета “Чичеринского центра”, нацеленного на исследование научного наследия выдающегося мыслителя второй половины XIX века.

Руководитель центра историко-этических исследований ТГУ им. Г. Р. Державина, профессор Н. М. Аверин сделал доклад “Изучение теоретического наследия Б. Н. Чичерина: итоги и перспективы”, отметив, что в истории русской общественной мысли Чичерин — фигура громадная, сложная, в некотором роде уникальная, в чём-то трагическая. Поражает широта его научных интересов: учёным объяты практически все области современного ему обществоведения — философия, социология, этика. Логика, политическая история, правоведение, гражданская история. К этому надо добавить, что он успешно занимался исследованиями в естественных науках, был тонким знатоком искусства. Достойна уважения и пристального внимания попытка Чичерина в конце XIX столетия, в эпоху углубляющейся специализации теоретического знания, создать энциклопедически стройную систему миросозерцания воскрешающую традиции Шеллинга и Гегеля.

Несмотря на бесспорное дарование и принадлежность к российскому истеблишменту, общественная и научная судьба Чиченина складывалась трудно и противоречиво. В научном мире России ещё при жизни философа преобладало мнение, что его интеллектуальное творчество устарело. Докладчик высказал мнение, что научная и в значительной мере жизненная драма Чичерина состояла в том, что он оказался невостребованным реформатором, мыслителем, не услышанным обществом, и в первую очередь правящей элитой России. Попытки внедрить в общественное сознание идею эволюционного развития страны оказались бесплодными, русская история на рубеже XIX-XX вв. пошла другим путём — в огне и пламени социально-политического противостояния. Идеи Чичерина остались чисто теоретическим явлением. Н. М. Аверин считает, что реальное значение Чичерина-мыслителя нельзя определить, ограничиваясь, как нередко бывает, лишь чисто научной, академической сферой, не учитывая того, что он выступал как идеолог общественных преобразований. Все написанное Чичериным с конца 1860-х годов следует рассматривать как развитие единого комплекса идей, обосновывающих этот реформаторский курс. Разработанная им концепция “либерального консерватизма” — это стратегия социально-политической модернизации России, позволяющая, как ему представлялось, избежать, с одной стороны, разрушительных революционных потрясений, а с другой — окостенелости существующего режима.

Говоря о перспективах исследования научного наследия Чичерина, докладчик отметил, во-первых, необходимость комплексного изучения чичеринского творчества. В начальном итоге Б. Н. Чичерин — не юрист, и не историк или социолог, а социальный мыслитель, сконцентрировавший в своём учении интеллектуальные достижения различных отражений обществоведения. Такой подход наряду со специализированными исследованиями позволит конкретнее представить реальное место философа в истории общественной мысли России XIX века. Другой назревшей задачей является переиздание хотя бы наиболее значительных трудов ученого, остающихся малодоступными для широких кругов научной общественности, студенчества, людей, интересующихся культурным достоянием прошлого. Наконец, в-третьих, по мнению Н. М. Аверина, само изучение Чичеринского наследия должно осуществляться на базе всестороннего, реалистического подхода, последовательного историзма. Сегодня многие работы посвященные Чичерину, носят сугубо апологетический характер. Подобная идеализация мыслителя была в известной мере оправданной в начале 90-х годов, когда труды Чичерина после длительного забвения вновь оказались в центре внимания исследователей. Но сегодня необходимо дистанцироваться от такой, пусть и продиктованной благими целями, односторонности: творчество Чичерина — продукт определенной исторической эпохи и его следует изучать с учетом реалий и противоречий времени, отразившихся в его взглядах.

В докладе доктора исторических наук, профессора В. А. Китаева (Волгоградский госуниверситет) “Особенности либерализма Н. Б. Чичерина” высказана точка зрения на современные споры об идейной позиции философа, о том, к какому политическому лагерю он принадлежал, — либеральному или консервативному. Докладчик решительно настаивал на оценке Чичерина как представителя российского либерализма, подчёркивая при этом необходимость учёта специфических черт во взглядах учёного на протяжении 1860 — 1880-х годов. Концепция “охранительного либерализма”, сформированная Чичериным в начале 1860-х годов, базировалась на его убеждении в том, что правительственная программа реформ может быть основой для либерального обновления России и что главную опасность для реализации этой задачи представляют силы “оппозиционного либерализма”. В конце 1870-х и особенно в 1880-е годы Чичерин выступает против антиреформаторских действий правительства, прервавшего процесс либеральной модернизации общества, начавшейся в 1860-е годы. Такого рода охранительные установки В. А. Китаев характеризует как ситуационный консерватизм, игравший исключительно вспомогательную, инструментальную роль и не выводивший Чичерина за рамки либерализма как социально-политической доктрины. Либеральная основа взглядов Чичерина, по мнению докладчика, оставалась неизменной даже тогда, когда он выставлял на первый план свой “консерватизм”. Он являл собой тип консерватора в либерализме, который был обеспокоен как угрозой ревизии самой либеральной теории в пользу социума, так и опасностью разрушения либеральных институтов, созданных в ходе реформ 1860— 1870-х годов. Убедившись примерно к середине 80-х годов в том, что не столько общество, сколько власть сбивается с пути преобразований, Чичерин вернулся к оставленной в начале 1860-х годов роли оппозиционного либерала и выглядел в ней вполне органично.

С докладом “Б.Н. Чичерин о государстве и власти” выступил профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина А.С. Кокарев, который подчеркнул, что сбываются слова выдающегося русского ученого Б.Н. Чичерина выссказанные им в своих “Воспоминаниях” около ста лет тому назад “Человеческая мысль никогда не пропадает даром. Я верю, что добросовестно выращенное семя когда-нибудь попадёт на благодатную почву и принесёт плоды может быть невидимые для сеятеля, но полезные для общества”.

Творчество Б. Н. Чичерина в силу определенных обстоятельств меньше исследовалось в России, чем на Западе. Но сегодня мы можем сказать, что научное наследие получает второе рождение. Для студентов ТГУ читается спецкурс “Социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина”, работает студенческий научный кружок по данной проблематике. На родине Б. Н. Чичерина, в Тамбове, в 1993 г. была проведена первая научная конференция “Б. Н. Чичерин и традиции русской социологии”, издан сборник материалов конференции, монография “Б. Н. Чичерин и социально-философская мысль России XIX века”, учебное пособие “Социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина” и др. Администрацией области для лучших студентов учреждена чичеринская стипендия. В областном центре регулярно проводятся чичеринские чтения. Докладчик далее отметил, Что Б. Н. Чичерин вошел в историю как выдающийся государственник.

Во-первых, потому, что почти во всех его работах присутствует проблема государства, через призму которой он рассматривает остальные вопросы жизни общества. Им написаны такие работы как трёхтомный “Курс государственной науки”, пятитомная “История политических учений”, “Собственность и государство”, “Философия права”, где рассматриваются вопросы государства во взаимосвязи с проблемами личности и общества.

Во-вторых, Б. Н. Чичерин, воспитанный на идеях Гегеля, считал государство воплощением нравственного начала, подчеркивая этим приоритетное его значение в жизни народа и общества. Для него государство не сводилось к политическому аппарату или надстройке, призванной выполнять управленческие функции.

По определению Б. Н. Чичерина, “… государство есть союз народа связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага”, т.е. государство — это сам народ, объединенный властью, которая выражает его интересы.

Это такой союз по Чичерину, который возвышается над тремя другими союзами, составляющими ткань общественной жизни, — семейным, церковным и гражданским. Б.Н. Чичерин — активный поборник идей сильного государства, играющего основополагающую роль в исторических судьбах народа.

Б. Н. Чичерин решительно отстаивал для России путь общественного согласия, эволюционного развития, дающего простор новым формам жизни и сохраняющего все исторически жизнеспособное, что имелось в строгом укладе социальной ориентации. Этот путь актуален и для сегодняшней России.

В выступлении профессора И. И. Булычева (ТГУ им. Г. Р. Державина) был дан анализ религиозно-философской антропологии Б. Н. Чичерина. Чичерин вполне разделяет взгляды представителей русской религиозно-философской антропологии (Н. Я. Чаадаева, Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева и др.) о двойственной природе человека, которая, с одной стороны, богоподобна, а с другой — погружена в естественные материальные процессы. Источник абсолютных и непреходящих нравственных ценностей находится за пределами изменчивой природы человека. Согласно Чичерину, нравственный закон как безусловное долженствование исходит от абсолютного начала, верховного Разума, владычествующего в мире. Для Чичерина характерно признание в качестве важнейшего фактора, связывающего человека с богом, нравственного начала. Именно в нем и через него в земную человеческую жизнь проникает свет божественных ценностей, идеалов добра, справедливости, духовной красоты. Признавая Абсолют в качестве главной движущей силы исторического развития, Чичерин, по мнению И. И. Булычева, вместе с тем полагал, что детерминация Божеством земной человеческой жизни не является непосредственной, и данное общество определяет наличие в мире фактора свободы. Свобода — коренной признак человеческого общежития, неотъемлемое свойство разумной воли субъекта. Она составляет самую суть духовного естества человека. В подобной постановке проблемы отчетливо проявился гуманистический пафос этико-философской позиции Б. Н. Чичерина.

Доцент ТГУ им. Г. Р. Державина С. В. Туманова охарактеризовала взгляды Б. Н. Чичерина на роль и предназначение историка. Она отметила, что Чичерин известен как один из самых многознающих людей своего времени. На первом этапе его научной деятельности, до середины 1860-х годов, он был более известен как историк российского государства и права. Уже в первых работах ученого мы встречаем его рассуждения о задачах, которые стоят перед исследованием нашего прошлого. Историку следует изучать то, что выработано жизнью, наблюдать за постоянным ходом ее изменения, описывать причины того или иного явления. С. В. Туманова подчеркнула, что взгляды Чичерина на предназначение ученого сформировались под влиянием таких известных историков, как Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Н. Г. Редькин считавших, что исследователь истории должен обладать фундаментальными теоретическими знаниями. На основе этих традиций позже Чичерин предпринял успешную попытку создать “философскую”, т. е. генерализирующую концепцию русской истории, стал первопроходцем на этом пути среди своих коллег. Работая над воспоминаниями в 1880-90-е годы, Чичерин отчетливо изложил свои взгляды на предназначение историка. По его мнению, историк должен быть не только архивным тружеником и внимательным исследователем памятников, но и мыслителем, глубоко понимающим существо и цели человеческого развития. Хороший историк должен обладать еще высоким художественным чувством, чтобы уметь изобразить лица со всеми их страстями и увлечениями. И, наконец, в основе изучения истории должны лежать высокие нравственные идеалы. По мнению С. В. Тумановой, всем этим требованиям отвечал и Чичерин — ученый, а его размышления о качествах историка являются важным вкладом в разработку этики научной деятельности.

Аспирант ТГУ им. Г.Р. Державина И. В. Налетова рассмотрела ряд аспектов социологии духовной жизни Б. Н. Чичерина: Чичерину принадлежит особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности. Он рассматривал ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека, выступающего в роли родового существа. Учитывая своеобразие русского национального характера, ученый наряду с социальным включил в предмет социологии духовное, понимая под ним как нравственно-этическое, философское переживание человека, так и его сугубо внутреннюю жизнь. Причем традиция религиозного толкования духовности, характерная для русской общественной мысли, вовсе не исключает, по его мнению, возможности рассмотрения данного феномена применительно к реалиям социального развития. Понятие духовности анализируется Чичериным как важная категория социального субъекта, позволяющая проследить глубинную ценностно-смысловую взаимосвязь различных форм человеческой жизнедеятельности, показать сложную мозаику интересов людей и групп.

Научный сотрудник Тамбовского дома-музея Б. Н. Чичерина М. И. Верживикина охарактеризовала общественную деятельность Чичерина на Тамбовщине, его работу в качестве гласного уездного и губернского собраний. Значительная часть выступления была посвящена Чичерину-меценату и коллекционеру, судьбе его усадьбы Караул, которая при жизни философа стала одним из важных очагов культуры на Тамбовской земле.

Помимо пленарного заседания в ходе конференции прошла работа “круглого стола” по следующим проблемам “Б. Н. Чичерин и традиции отечественной социально-политической науки”, “Проблемы возникновения и развития российской государственности в научном наследии Б. Н. Чичерина”, “Б. Н. Чичерин и культурная жизнь Тамбовского края в конце XIX века”. В обсуждении этой тематики приняли участие В. А. Китаев (Волгоград), М. В. Петрова (Екатеринбург), Н.Ф. Пухова, В.Е. Федоринов (Воронеж), Н.Г. Карнишина (Пенза), А.К. Семьянинов, И. И. Булычев, М. И. Долженкова, А. В. Павленко, А. В. Зимин (Тамбов) и др.

По итогам конференции приняты рекомендации, направленные в местные органы власти.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1998

HTML by Fedorov D.A. , 2002