Журнал социологии и
социальной антропологии
The Journal of Sociology
and social anthropology
1998 год, том I,   выпуск 3.

И. Д. Демидова

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

25-28 июня 1998 года в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская научная конференция “Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы”, которая была организована факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Русским социологическим обществом им. М. М. Ковалевского и Российским обществом социологов при поддержке Министерства общего и профессионального образования РФ и Российского гуманитарного научного фонда.

За последнее десятилетие преподавание социологии в России прошло большой путь. Социология как учебная и научная дисциплина вошла в Государственный стандарт. Но в тоже время остаются еще не решенными многие проблемы. Это прежде всего касается включения этой дисциплины в единую систему непрерывного гуманитарного образования, обновления методологических и методических основ ее преподавания. Назрел вопрос об укреплении статуса социологии в составе комплекса наук об обществе, преподаваемых во всех звеньях российской образовательной системы.

Идея проведения регулярных конференций, посвященных проблемам социологического образования, родилась на факультете социологии 5 лет назад, когда была проведена первая такого рода конференция. Конференция 1998 года, в отличии от предыдущих, призвана была подвести некоторые итоги и обсудить основные тенденции развития современного социологического образования, проанализировать типы профессиональной деятельности социологов и проблемы общественной потребности в специалистах этого профиля, выявить возможные направления разработки и внедрения инновационных программ, курсов, открытия новых специальностей и специализаций.

Конференция собрала широкий круг участников -преподавателей и ученых - социологов практически из всех регионов России. Представительными были делегации не только таких крупных учебно-научных центров страны как Москва и Санкт-Петербург, но и делегации из Барнаула, Иркутска, Самары, Саратова, Перми, Уфы и др. В целом в ней приняли участие более 200 человек. С докладами выступили ведущие социологи России - А. О. Бороноев, С. И. Григорьев, В. И. Добреньков, В. А. Мансуров, В. Г. Осипов, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов и другие. Кроме того, в работе конференции приняли участие ученые социологи из Германии, с которыми на факультете социологии СПбГУ сложились многолетние плодотворные связи.

На конференции была организована работа четырех секций: “Модели подготовки и деятельности профессиональных социологов”, “Социологическое образование и социологическая наука”, “Преподавание социологии: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта” и “Социология в структуре профессиональной подготовки”.

В дискуссии о проблемах социологического образования в России и социологии как учебной дисциплины. Участники конференции прежде всего отметили, что современное социологическое образование ставит своей целью не только подготовку профессиональных социологов, но и формирование социологического мышления и социологической культуры российского общества. Слабость развития социологической культуры сегодня очевидна, отмечали многие выступающие. Она проявляется и в лозунгах типа “рынок решит все проблемы...” или “демократия залог успеха...”, и принятии волюнтаристских решений, которые не учитывают системность социальных отношений, и в отсутствии финансирования фундаментальных и прикладных социологических исследований, невостребованности социологического знания.

Однако ясно, что экстенсивный рост поля высшего социологического образования, устойчивый конкурс абитуриентов на социологические факультеты и отделения, рост числа аспирантов и докторантов не снимает проблемы ни профессиональной престижности и практической востребованности социологов в России, ни становления социологической культуры.

Наше общество находится в переходном, неопределенном, неустойчивом состоянии, при котором очень сложно создать адекватную модель профессионального социолога. И хотя специальных исследований пока не проводилось, сегодня явно наблюдается ряд противоречий между запросами социальной практики и теоретическими моделями подготовки социологов, современными требованиями к квалификации социолога и их отражением в программах социологического образования, заложенных в Государственном образовательном стандарте. Отсюда вытекает необходимость не только обновления методологических и методических основ социологии как учебной дисциплины, но и глубокой ее интеграции с социологической наукой на основе обобщения и анализа опыта деятельности профессиональных социологов, соотнесения требований Госстандарта с потребностями в специализации социологических дисциплин. Этот круг задач требует проведения специальных маркетинговых исследований социологических образовательных услуг и мониторинга эффективности социологического образования, создания службы PR для формирования позитивного имиджа социолога и социологического образования.

Значительное место в обсуждении на заседаниях секций заняли проблемы преподавания социологии в структуре профессиональной подготовки. Здесь главное внимание было обращено на соотношение отечественного и западного социологического знания, истории и современности, общероссийского и регионального аспектов, общего и особенного в курсе социологии, пределы унификации и плюрализма, авторские подходы и требования образовательного стандарта и многие другие проблемы. Особо подчеркивалась роль словарей, хрестоматий и учебников и необходимость их взаимного согласования.

Кроме секций обсуждение проблем подготовки социологов развернулось на заседаниях “круглых столов”. В частности, дискуссия по подготовке специалистов для учреждений социальной сферы высветила значимость и особенности социально-психологической, социально-экономической и культурологической компоненты в образовании социальных работников. Заседание другого “круглого стола”, было посвящено обсуждению проблем преподавания и перспектив развития экономической социологии. Участники обсудили проблемное и предметное поле экономической социологии, подчеркнув опасность ее подмены социологией труда и необходимость определения границы между экономикой, социологией и собственно экономической социологией.

К началу работы конференции были изданы тезисы докладов (10 п.л.), с которыми можно ознакомится в библиотеке СПбГУ и научных библиотеках Санкт-Петербурга, а также в электронном виде на сервере “СОЦИОЛОГИЯ” факультета социологии СПбГУ. В настоящее время находится в печати и будет опубликован до конца текущего года сборник научных трудов, в который вошли некоторые интересные материалы конференции и программы курсов, читаемых на факультете социологии СПбГУ (14 п.л.).


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1998

HTML by Fedorov D.A. , 2002