Журнал социологии и
социальной антропологии
The Journal of Sociology
and social anthropology
1998 год, том I,   выпуск 3.

А. О. Бороноев

О СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
ПУБЛИЦИСТИКЕ П. А. СОРОКИНА

В российской социологии как, может быть, ни в какой другой, была сильна традиция социологической публицистики, т. е. традиция отклика ученых на текущие социально-политические и духовные процессы. Крупнейшие российские социологи Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, М. М. Ковалевский и особенно П. А. Сорокин активно участвовали в общественных дискуссиях. Это свидетельствует о том, что наша социология изначально и непосредственно была вовлечена в анализ практической жизни, в те общественные движения, которые влияли на характер развития российского общества.

П. А. Сорокин еще со студенческих лет участвовал в общественном движении, за что не раз подвергался преследованиям и арестам. Поэтому в его социологической публицистике мы встречаем подробный и заинтересованный анализ социальных проблем и поиск путей их разрешения. Надо подчеркнуть, что социологическая публицистика П. А. Сорокина глубоко теоретична, т. е. мы встречаем каждый раз показ того, как “работает” та или иная теоретическая логика, традиция, та или иная парадигма. Можно сказать, что социологическая публицистика Сорокина представляет образец соединения теории с эмпирическим анализом повседневности периода двух российских революций (февраль 1917 г., октябрь 1917 г.) — программных идей, событий и личностей.

К сожалению, за годы догматического мышления социологическая публицистика была подчинена власти, обслуживала ее и тем самым была сведена почти на нет. Сегодня, к счастью, наша социология уходит от этого положения вещей и начинает приобретать свои подлинные функции, одна из которых состоит в социальной критике. Формой реализации этой функции выступает социологическая публицистика. Она представляет одну из основ становления в обществе социального (социологического) мышления, социологической культуры, которая формирует широкий взгляд на социальные процессы с учетом комплекса причинно-функциональных связей, а не какого-то одного фактора.

Возрождение традиций социологической публицистики требует знакомства с опытом выдающихся социальных мыслителей. Поэтому сейчас Социологическим обществом им. М. М. Ковалевского и факультетом социологии готовится к печати сборник социологической публицистики П. А. Сорокина под названием “Заметки социолога”.

Публикуемые здесь статьи весьма примечательны. Они написаны в 1917 г., в период становления демократии после Февральской революции. Но обсуждаемые в них проблемы, во многом, актуальны и сейчас.

В первой статье речь идет о правовом государстве, о соотношении прав и обязанностей граждан. Во второй рассматривается одно из течений русской общественной мысли ― славянофильство, идеи которого некритически воспринимаются и пропагандируются некоторыми сегодняшними национально-патриотическими и левыми движениями. П. Сорокин говорит о необходимости осторожного восприятия идей славянофильства и утверждает, что большевизм является формой славянофильства, так как в его идеологии огромно желание “поучить” Запад и подать пример того, как надо жить и преобразовывать общество. Наконец, третья статья посвящена проблемам народного просвещения, которые мы также активно обсуждаем и сегодня. Позиция П. Сорокина чрезвычайно интересна. Несмотря на то, что прошло много времени, его высказанные им соображения созвучны с сегодняшними дискуссиями по проблемам общего и профессионального образования. Особенно актуально звучат тезисы о неуместности экономии на образовании и о необходимости финансирования науки, для того, чтобы ученые могли заниматься своим делом и обеспечить “рост знания вглубь”.

Надеюсь, что эти статьи вызовут у читателей интерес к такой специфической сфере социологической культуры, как социологическая публицистика.


Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 1998

HTML by Fedorov D.A. , 2002